Железный марш
Самое демократичное пиво разливают в пластиковые бутыли. Фасовать в пластик дешевле, удобнее и безопаснее. Он недорог, мало весит, такую упаковку трудно повредить при транспортировке. Альтернатива пластику – алюминиевые банки и стеклотара. Но иметь с ними дело неудобно и дорого – цена алюминиевой упаковки в 6 раз выше пластиковой. Неудивительно, что розливом пива в пластик, или, как говорят специалисты, в ПЭТ-тару, занимаются тысячи предприятий малого и среднего бизнеса, обеспечивая занятость десятков тысяч наших сограждан. Доля пива в пластике составляет более 50% рынка.
Победить российский пластик в честной рыночной борьбе конкурентам до сих пор не удавалось. Поэтому в дело пошли политические инструменты. Основным лоббистом алюминиевой экспансии в Госдуме выступил депутат Михаил Тарасенко. Он обратился с письмом к вице-премьеру Аркадию Дворковичу, в котором поделился опасениями о вреде пластиковых бутылок для здоровья любителей пива. В частности, по разумению Тарасенко, пиво в пластике может вызвать токсический гепатит и даже онкологические заболевания. Подготовленный Михаилом Тарасенко сотоварищи законопроект о запрете ПЭТ-упаковки для пива в начале июня этого года был принят Госдумой в первом чтении. При этом о вредоносной сущности пластиковых бутылок Тарасенко уже не вспоминал, поскольку солидные международные исследования начисто опровергают эти домыслы.
До полной победы алюминиевым лоббистам осталось совсем немного – пройти вторые-третьи чтения в нижней палате. Похоже, что олигарх Олег Дерипаска в компании англо-американских партнёров по алюминиевому бизнесу уже потирает руки в предвкушении зачистки отечественного рынка от малых и средних предприятий, разливающих пиво в пластик.
Стоп-кран для регионов
Именно по таким производителям первым делом ударит запрет продажи пива в ПЭТ-таре. В этом уверена глава правления Национального союза производителей пива и напитков Елена Цветкова. По её оценкам, линия по розливу пива в ПЭТ (6 тыс. бутылок в час) стоит около 1 млн. долл., по розливу в банки – уже 2 млн., по розливу в стеклянные бутылки – ещё дороже. Для малого бизнеса неподъёмные деньги. Есть предприятия, для которых даже дополнительные инвестиции не выход. Сотни небольших пивоварен варят пиво за Уралом, в Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь просто не найти ни стекольных заводов, ни алюминиевой банки, ни нормальных дорог для подвоза хрупкой тары. В случае запрета ПЭТ им останется закрыться и отправить работников на улицу. А потребители будут пить пиво, которое им завезут из соседней Японии или Китая. Вот и вся «продовольственная безопасность», «суверенитет» и «поддержка» национального производителя.
Таким гигантам, как Carlsberg («Балтика»), SABMiller, SUN Interbrew, Heineken, будет проще закрыть свои заводы, работающие с ПЭТ-упаковкой. Транснациональным концернам нет нужды сражаться за доли рынка в России, где алюминиевые лоббисты бездумно уничтожают целую отрасль пищевой промышленности. Концерны просто вывезут оборудование из областей, куда ещё вчера их заманивали как долгожданных инвесторов. Под удар попадут Воронеж, Владивосток, Калуга, Самара, Саранск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Тула, Ульяновск, Хабаровск и другие регионы. Можно будет от всей души «поблагодарить» алюминиевых лоббистов за сокращение потока «пивных акцизов» в местные бюджеты. Любопытно, сознают ли господа депутаты, что многомиллиардные потери казны ударят по выполнению губернаторами социальных обязательств и майских указов Владимира Путина?
Плачевные экономические перспективы изложены в открытом обращении Союза российских пивоваров, Национальной конфедерации упаковки, Ассоциации производителей и переработчиков ПЭТ
(АРПЭТ) к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву: «Введение ограничений на розничную продажу алкогольной продукции в пластиковых бутылках (ПЭТ-упаковка), готовящееся в Госдуме, не решит проблему алкоголизма в РФ, однако приведёт к фактическому уничтожению пивной отрасли: уходу с рынка региональных производителей, падению объёма производства пива и росту цен на него до 25%».
Есть и другие доводы, которые куда серьёзнее аргументов депутата Тарасенко о мифических болезнях и отравлениях. Экономист, президент компании «НЕОКОН» Михаил Хазин не сомневается, что производители ПЭТ-тары в новых условиях попытаются поднять цену на свою упаковку для молока и воды:
– Это закономерный и ожидаемый приём защиты отрасли. А что такое рост цен на молоко в сегодняшней ситуации? Верный путь к социальной дестабилизации, росту протестных настроений.
С тревогой оценивает последствия принятия нового закона крупнейший отечественный пивовар, президент «Очаково» Алексей Кочетов:
– Если реализовать запретительную думскую инициативу, то отрасли потребуется дополнительно около 17 млрд. стеклянных бутылок на замену пластиковых. Но отечественные стеклодувные заводы не в состоянии обеспечить потребности пивобезалкогольных предприятий, и мы вынуждены закупать недостающие объёмы стеклопосуды на Украине и в Польше. А при введении внутренних санкций на пластик пивовары и производители безалкогольной продукции практически будут «поставлены на колени» перед Украиной и странами ЕС.
Да что там Европа! Лидером среди производителей алюминиевых банок является американский металлургический гигант ALCOA и его российские подразделения
(например, самарское ЗАО «АЛКОА СМЗ»). Михаил Хазин уверен, что запрет на отечественную ПЭТ-упаковку прямиком приведёт к созданию осязаемых преференций для американского бизнеса в России:
– Очень, знаете ли, своеобразный ответ на режим санкций, введённый США. А как же, спрашивается, наш патриотизм, не говоря уже о потерях для отечественных производящих отраслей, проблем для предпринимательского сообщества и занятости населения?
Пока этот вопрос остаётся без ответа, как и вопрос о том, зачем депутатам Госдумы поддерживать американские санкции против российских пивоваров и производителей ПЭТ-упаковки.