Борьба с коррупцией была объявлена президентом России Владимиром Путиным одним из важных направлений работы государственного аппарата. На практике же некоторые представители власти и правоохранительных органов не только активно участвуют в коррупционных схемах, но и обращают имеющийся у них ресурс против тех, кто осмеливается публично говорить о фактах нарушения закона. Случай с жительницей Адыгеи Заремой Хаджироковой – тому наглядное подтверждение.
Зарема Хаджирокова многие годы трудилась в бухгалтерии Майкопского государственного технологического университета, в 2011‑м стала там главным бухгалтером. За годы своей работы Хаджирокова была поражена тем, каким образом ведётся финансовая отчётность учебного заведения. Так было, и когда ректором был нынешний глава Адыгеи Аслан Тхакушинов, так было и при новом начальнике Хазрете Блягозе. Набравшись мужества, главный бухгалтер Хаджирокова написала жалобы в республиканские управления прокуратуры, МВД и ФСБ, подкрепила свои письма документами. Но все прошедшие проверки не выявили никаких нарушений. Зато на саму Хаджирокову в 2012 г. возбудили уголовное дело по факту якобы похищенных ею 21 млн. рублей.
По словам адвоката Хаджироковой Людмилы Александровой, никаких доказательств вины её подзащитной не было. Но следствие велось с явными нарушениями, и надежд на справедливый исход дела становилось всё меньше. Тогда отец Хаджироковой попытался решить вопрос через родственника Тхакушинова по имени Амин. Родственник передал семье обвиняемой, что глава республики обещал помочь, но «нужны деньги». Так семья Хаджироковой лишилась 10 млн. рублей. Но внесённая сумма не помогла. «Как мы поняли из разговоров людей из окружения Тхакушинова, глава региона обиделся на Хаджирокову, – говорит адвокат Александрова. – Ведь ректор Блягоз, чтобы самому избежать уголовной ответственности, принёс тогдашнему начальнику УФСБ по Адыгее Селезнёву взятку 15 миллионов». В итоге Зарему Хаджирокову осудили и приговорили к трём годам условно.
Но Хаджирокова решила не сдаваться. Она согласилась участвовать в оперативно-розыскных мероприятиях федеральных правоохранительных органов и втайне записала разговор с родственником главы республики Амином. Тот подробно рассказал и о том, как передавал от неё 10 млн. рублей, и о переданных Блягозом 15 млн., и о том, как выступал посредником в даче взяток Тхакушинову, премьеру республики Мурату Кумпилову,начальнику УФСБ Селезнёву, прокурору республики Василию Пословскому.Запись была передана федеральным органам, после чего она попала в интернет. Возможно, в Москве опасались, что дело попытаются замять.
После того как история получила огласку, на Хаджирокову срочно возбудили новое уголовное дело. Из больницы, где она лежала под капельницей, два оперативных сотрудника отвезли её на допрос. Якобы она продала арестованные судебными приставами семейные драгоценности. Хаджирокову заключили под стражу.
По словам адвоката, Хаджироковой представители следствия открытым текстом говорили, что истинная причина её злоключений кроется в тех самых аудиозаписях.
Зарема столкнулась с откровенным давлением. «В майскую сорокаградусную жару её четыре часа везли в СИЗО в машине с мужчиной, у которого открытая форма туберкулёза», – говорит тётя Хаджироковой Мария Казарова.
Давление стали оказывать и на адвоката.
– 5 июня я позвонила родственникам Заремы. Но вместо них я услышала детский голос, который сказал: «Мама, если ты собираешься к нам в Майкоп, захвати с собой чёрный платок». После этого связь оборвалась, – рассказывает адвокат Александрова…
«Все СМИ в республике подконтрольны власти, гражданское общество тоже почти под полным контролем. Я писал на портале «За Краснодар» о том, как 17 июня проходил суд о продлении срока содержания под стражей Хаджироковой. Журналистам не давали работать, прокурор и секретарь суда не слушали адвоката, а переписывались эсэмэсками. Я делаю вывод, что суды подконтрольны республиканским властям. Хаджирокова не побоялась публично рассказать о клановых связях, и теперь её судят», – говорит краснодарский журналист Андрей Кошик.
Видимо, власти Адыгеи, понимая, что скандал может негативно сказаться на них, решили разыграть «национальную карту». «В регионе, где всегда мирно уживались разные народы, недавно начали проходить массовые митинги адыгских националистов. И в роли главных «миротворцев» стали неожиданно выступать глава республики и премьер регионального правительства, – говорит журналист Кошик. – Для знакомого с ситуацией в республике это выглядит как некий посыл руководству страны. Мол, да, наши взятки вскрылись, наши отчёты о социальном положении не соответствуют действительности, зато мы не даём разжечь пожар межнациональной вражды».