Проект Стратегии законотворческой деятельности Законодательного Собрания был представлен председателем областного парламента Андреем Епишиным на заседании Совета руководителей представительных органов местного самоуправления.
Доклад спикера, сопровождаемый слайдами, носил ознакомительный характер и касался приоритетных направлений стратегического планирования законотворческой деятельности. В целом Стратегия - это объемный документ, призванный стать базовой основой для всей работы Законодательного Собрания пятого созыва.
Необходимость разработки и введения в практическую деятельность такого комплексного документа как Стратегия законотворческой деятельности объясняется тем, что в настоящее время на федеральном и региональном уровне принят целый ряд нормативных правовых актов среднесрочного и долгосрочного планирования. В этих условиях законотворческий процесс, осуществляемый представительными органами различного уровня, должен стать предсказуемым и последовательным, а в конечном итоге - максимально эффективным.
Планирование деятельности Законодательного Собрания на пятилетний период позволит своевременно учитывать интересы всех социальных групп региона. Благодаря стратегическим ориентирам в работе парламента, ведомства, органы местного самоуправления, бизнес-сообщество, институты гражданского общества получат ясную систему координат, в которой они могут более эффективно взаимодействовать.
Стратегия законотворческой деятельности будет действовать на протяжении всего соответствующего созыва областного парламента. На ее основе будут составляться текущие годовые планы работы Законодательного Собрания. С началом каждого созыва документ будет актуализироваться, а его основные цели и задачи - корректироваться и дополняться.
- Такой подход позволит обеспечить не декларативную, а практическую преемственность в работе Законодательного Собрания. А депутатам каждого нового созыва (с детальным учетом того, что уже сделано предшественниками) предоставит возможность системно подходить к решению задач социально-экономического развития области, - пояснил председатель областного парламента Андрей Епишин. - С точки зрения юридической техники наличие Стратегии позволит заблаговременно найти подходы для решения спорных вопросов, в том числе таких проблем, как соотношение законодательного и подзаконного регулирования.
При подготовке документа были тщательно проанализированы решения и рекомендации Законодательного Собрания, постоянных комитетов, «круглых столов» за 7 лет деятельности областного парламента. Это позволило получить четкое понимание дальнейшего развития нормативной базы по каждой из отраслей, включая здравоохранение, физическую культуру и спорт, охрану семьи, материнства и детства, экономическое развитие, сельское хозяйство, дорожную сферу, ЖКХ и сферу обращения с отходами.
- При подготовке базовых положений стратегического планирования для нас также были важны предложения экспертного сообщества, - уточнил спикер областного парламента. - Особое внимание уделялось предложениям, поступившим от собраний депутатов муниципальных районов, городских округов и сельских поселений.
Уже сейчас есть ряд отдельных тем, по которым ведется проработка правовых механизмов решения и подготовка нормативно-правовых актов.
В частности, важнейшая тема – решение вопросов демографической политики, охраны материнства и детства. В этом плане на перспективу рассматривается вопрос по оказанию дальнейшего содействия многодетным в строительстве жилых домов на земельных участках, выделенных в соответствии с законом «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области». Также актуален и вопрос предоставления многодетным семьям льгот по уплате налогов, другие меры поддержки многодетных.
В сфере образования требуются правовые механизмы поддержки негосударственных и немуниципальных дошкольных образовательных организаций, увеличение количества ясельных групп в детсадах. В сфере молодежной политики необходима активизация патриотического и духовно-нравственного воспитания (как пример, дополнительные уроки по истории Великой Отечественной войны, краеведению). Более активно предстоит вовлекать молодых граждан в добровольческое движение.
В отрасли здравоохранения жизненно важно сдвинуть с «мертвой точки» решение проблемы дефицита врачебных кадров. Предложения по созданию системы экономических гарантий молодым медикам, прибывшим на работу в сельскую местность, льготной ипотеки и жилищных сертификатов молодым врачам требуют тщательного изучения и доработки. Как один из вариантов, закрепление за медицинскими организациями выпускников медицинских ВУЗов, прошедших обучение на бюджетной основе.
Большой блок Стратегии посвящен различным аспектам развития экономики региона, «точкам роста» в муниципалитетах, улучшению инвестиционного климата.
Широкий спектр вопросов предстоит рассмотреть в сфере дорожного хозяйства. Речь идет, в том числе, и о стимулировании разработки и принятия муниципальных программ сохранения и развития автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Наконец, тесное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления необходимо при создании эффективной системы управления в сфере обращения с отходами.
Собственно, по каждой сфере четко сформулированы не только основные цели и задачи, но и меры по реализации, основные стратегические посылы, этапы совершенствования законодательства в каждой отрасли.
Все это позволяет утверждать, что Стратегия законотворческой деятельности – не декларация о намерениях, а актуальный управленческий документ. Более того, это документ, открытый для обсуждения, и председатель Законодательного Собрания Андрей Епишин предложил коллегам из муниципалитетов делиться своими мнениями по проекту Стратегии. Со своей стороны областной парламент намерен с вниманием отнестись ко всем предложениям.
Уже в сентябре, когда начнется новый парламентский сезон, проект Стратегии будет внесен на рассмотрение областного парламента.