> Граждане Украины на Дону: переселенцы или беженцы? - Аргументы Недели. Ростов-на-Дону

//Общество

Граждане Украины на Дону: переселенцы или беженцы?

10 июня 2014, 12:38 [«Аргументы Недели. Ростов-на-Дону», Григорий Бочкарёв, Ростов-на-Дону ]

Фото Олега Бакунина

За воскресенье, 8 июня на территорию Ростовской области въехало 7335 граждан Украины, а выехало, соответственно, 4272. 326 украинских граждан, в т.ч. 164 ребенка были размещены в гостиницах и центрах временного пребывания. Был также организован транзит в Воронежскую и Московскую области 133 человек на трёх автобусах в сопровождении экипажей ГИБДД.

Сегодня, к счастью, нет особого повода для беспокойства за жизнь самого, пожалуй, известного жителя украинского города Славянска, который сейчас находится на Дону. Несколько дней назад в Ростов-на-Дону доставили тяжелобольного грудного ребенка Женю Езекяна. Мальчику восемь месяцев, он страдает врожденной спинальной амиотрофией. Из-за врожденного заболевания ребенок не может самостоятельно дышать, и постоянно нуждается в помощи медиков. Женя был вынужден постоянно находиться в детской больнице Славянска, вокруг которой раз за разом происходят военные столкновения между украинскими правительственными войсками и силами «самообороны» самопровозглашенной «Донецкой народной республики».

По словам ростовских медиков, сейчас малыш находится в удовлетворительном состоянии. Прогноз по дальнейшему лечению врачи пока не дают. Специалистам ещё предстоит решить: останется малыш в ростовской больнице, или будет перевезен в Москву.

На понедельник, 9 июня в 15 муниципальных образованиях области, в которых действует режим чрезвычайной ситуации, размещено 2102 человека, из них 930 детей. Донские семьи приняли 1070 человек, в т.ч. 431 ребенка. В палатках временного размещения находятся 57 взрослых и 1 ребенок.

В настоящее время на Дону имеется 715 коечных мест в 15 лечебных профилактических учреждениях области. Врачебный персонал проводит осмотр прибывших граждан в пунктах пропуска. Осмотрено 48 человек, амбулаторная медицинская помощь оказана двум гражданам. На стационарном лечении находится 12 граждан, в т.ч. 1 ребенок. Психологическая помощь оказана 263 гражданам Украины.

Во всех муниципальных образованиях Ростовской области ведется сбор гуманитарной помощи. Благотворительным фондом помощи детям «Доброе дело» собрано более 3,6 миллионов рублей. Средства поступают не только от организаций и жителей Ростова-на-Дону и Ростовской области. Свой вклад вносят такие города, как Москва, Пушкино, Санкт-Петербург, Саратов, Самара, Омск, Нижний Новгород, Воронеж, Краснодар, а также Московская, Амурская области и другие регионы России.

Сейчас прорабатывается вопрос возможного трудоустройства граждан, прибывших из Украины, а также определение детей в дошкольные учреждения региона.

«Губернатор поставил задачу в течение ближайшего месяца создать все условия для жизни беженцев из Украины и при этом обеспечить спокойствие и порядок на территории Ростовской области. Задача сложная и напряженная, но сегодня управленческие решения приняты, и все идет в штатном режиме», – сообщил вице-губернатор Ростовской области Сергей Горбань в ходе инспекции пунктов приема беженцев из Украины в приграничных городах Ростовской области.

Как уточнили в правительстве, в регионе создана сеть пунктов помощи беженцам. Сначала прибывшие попадают в круглосуточные пункты приема, учета и распределения, которые находятся недалеко от зон таможенного контроля. Пункты оснащены спальными местами, здесь людям предоставляется питание и при необходимости медпомощь. В пунктах приема беженцы находятся несколько часов. После этого часть прибывших продолжает дорогу – к примеру, в Крым или в центральную Россию. Многих встречают родственники, живущие в РФ.

Тех, у кого нет родственников, на спецтранспорте перемещают в пункты стационарного размещения. По официальным данным, в Ростовской области действует 59 таких пунктов с общей вместимостью в 3206 человек.

Региональная власть не только сама себя хвалит - многое из сделанного ею для приема и размещения украинских беженцев на Дону отмечают и сами люди, оказавшиеся в такой непростой ситуации, и представители общественности, активно включившиеся в этот архисложный для многих жителей юго-восточных районов Украины процесс.

Но… Но, как же могло обойтись без «но»? Координатор группы волонтеров «Братская помощь» Анатолий Котляров утверждает, например, что конкретно все 59 пунктов стационарного размещения беженцев не сможет назвать не только он сам, но и большинство донских чиновников, непосредственно отвечающих за прием и размещение людей. А работа представителей регионального управления Федеральной миграционной службы – так и вовсе притча во языцех.

По словам Котлярова, на сегодняшний день правовое поле в этой сфере практически отсутствует. Информационной поддержки нет. Если, например, люди пересекли границу пешком, то до ближайшего российского поста ГАИ им приходится добираться обычно километров десять. Ни по одному из телефонов горячих линий, предоставленных Ростовской обладминистрацией, дозвониться в вечернее время невозможно. «Спрашивается, что это за горячие линии? Взялись, так организуйте уже по-человечески, назначьте дежурных. Вообще-то, анализ поступающих обращений показал: 70-80% проблем связаны с отсутствием информационной поддержки. Куда звонить, где ближайший офис ФМС, какие документы нужно подавать? А ведь решается элементарно – достаточно выдавать беженцу на границе пакет, в котором он найдёт список телефонов и адреса необходимых государственных служб, бланки заявлений, памятку о порядке действий», - считает Координатор группы волонтеров «Братская помощь» Анатолий Котляров.

Более того, по словам Анатолия, на Дону украинские беженцы на самом деле есть, но официально их – нет. Ни один (!) из оставшихся на территории Ростовской области жителей Украины не получил статус беженца. Все они считаются «вынужденными переселенцами»…



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте