Аргументы Недели → Общество

Особенности национальной топонимики

, 20:26

Наша национальная забава переименовывать построенное не нами и «возвращать исторические названия» городам и весям рано или поздно должна была докатиться и до города-героя, что на Волге стоит. Вот и дошла. И президент, как выяснилось, совсем «не против» вернуть в качестве названия Волгограду партийную кличку Иосифа Джугашвили, которую этот город носил с 1925-го по 1961 годы. Но если сказал, что не против - это ведь не значит, что просто «не против». По нынешним временам это означает, что вопрос с переименованием, скорее всего, уже решен.

Хоть и поздно теперь, но все же можно вспомнить, что с момента основания в 1589 и по 1925 годы будущий Сталинград носил название Царицын. И если уж затевать городской референдум об очередном переименовании «взад», то неплохо было бы предложить и исконное. Но о нем президент не вспомнил. Значит, и в список не в несут.

Вообще, рожденная революцией идея переназывания всего и вся именами новых реальных или мифических героев представляется мне не самой продуктивной и рациональной. Вот, была в Москве улица с мягким, красивым, чисто московским названием - Большая Алексеевская, названная так по имени церкви Алексия патриарха. Произошел Великий октябрьский социалистический переворот - переименовали её в улицу Коммунаров. Но кто такие анонимные коммунары - оказалось не вполне понятно. И вот уже через несколько лет ее снова переименовали, теперь в Большую Коммунистическую. 

Бесславно, и даже не трепыпахаясь канул в Лету недостроенный коммунизм, и новым властям вышедшее из моды марсистско-ленинское название стало неприятно. И вот, неизвестно с какого фонаря, ту же улицу заставили носить новое имя - Солженицына. Причем тут Александр Исаич - судить не берусь. Скорее всего, Зюганов чем-то власть не порадовал в этот момент, и ему таким образом из-за кремлевской стены определенный жест показали.

Но ведь если разобраться, и Солженицына перечитать, то ясно станет, что взятому сейчас курсу на гибридизацию православия и социалистический ценностей с государственно-олигархической и капиталистической в целом экономической базой автор «Красного колеса» как-то поперек стоит. И зачем же было так поспешно улицу переименовывать? А вот стала бы она снова Большой Алексеевской - то-то хорошо бы и спокойно было. Вот стоит Москва, и слава богу! А если бы ее каждый царь-генсек или президент по-свому крестить начал? 

Нет, не стоит все-таки таблички с человеческими именами на неодушевленные предметы навешивать, не стоит. Единственное, на мой взгляд, исключение для можно и нужно делать в том случае, если кто-то что-то сам задумал или построил. Хоть и не очень нравится мне иноземное и труднопроизносимое «Санкт-Петербург» (лучше было недолго просуществовавшее русское название «Петроград», на мой вкус), но тут ничего не попишешь. Хоть город и на костях простого народа возводился, и его руками, но движущей силой все-таки Петр был. Его это город. И даже Ленину тут ловить нечего оказалось.

Что-то подсказывает, что по всей логике нашего развития вот-вот Путин начнет грандиозный проект по переносу столицы в центр России, в нашу нынешнюю дальнюю кладовую - Сибирь. И как бы не ругала его тогда оппозиция, что очередной «отмывочный» проект затеваем, когда и без того экономика из двух труб никак не выберется, что строят не столицу, а город Солнца для и без того ожиревших чиновников, что лучше бы пенсию еще на сто рублей увеличили, но построит он, думаю, прекрасный, с широченными проспектами и суперсовременной архитектурой город будущего, который удивит весь крещеный и некрещеный мир. 

Вот его называть можно - как пожелаешь. И никто против не будет. А Волгоград, которому в этом имени больше полувека, уже 336 лет Царицыным в девичестве простоял, Сталинградом 46 лет побыл… 

Может, тогда его хоть через черточку как-нибудь?

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram