Победа на «Евровидении» «бородатой женщины» Кончиты Вурст вызвала небывалый ажиотаж в российском обществе. Даже самые далёкие от поп-культуры люди посчитали своим долгом высказаться на эту тему. Немногочисленные активисты ЛГБТ-движения попытались в минувшие выходные провести в центре Москвы несанкционированный «марш Кончиты». Страсти всё никак не утихнут и в Рунете. «НА» решил спокойно разобраться, насколько необычен созданный австрийским певцом образ для традиционных культур народов нашей страны.
Борцы за стандартное гендерное поведение любят ссылаться на традиции и обычаи как источник нравственного воспитания. Принято утверждать, что гей-культура пришла в Россию с Запада. Но многочисленные исследования антропологов прошлого и даже позапрошлого веков свидетельствуют, что в некоторых традиционных обществах, в том числе и в России, издавна существовала довольно гибкая гендерная система. Просто шума вокруг этого было намного меньше, чем сейчас.
Бесполые шаманы
Чукчи с северо-востока Сибири признавали четыре гендера: гендерных мужчин, которые являются мужчинами с точки зрения пола; гендерных женщин, которые являются женщинами с точки зрения пола; гендерных женщин, которые являются мужчинами с точки зрения пола; гендерных мужчин, которые являются женщинами с точки зрения пола.
«Мужчина, который изменил своему полу, называется «нежный мужчина», или «сходный с женщиной», не’учика; а женщина, которая изменила своему полу, называется ка’чикичека», – писал российский этнограф конца XIX – начала ХХ века Владимир Богораз.
Многие исследователи и путешественники в своих работах сообщали о шаманах «превращённого пола». Магические практики по смене пола были частью шаманских чукотских традиций и совершались молодыми колдунами «по приказу духа». Человек, который получал такой сигнал от духа, постепенно менял причёску на женскую, начинал носить женскую одежду, выполнять женские работы. Он перенимал женские стереотипные манеры и черты характера, иногда подчёркивал их: сплетничал, возился с детьми, терял воинствующий дух и даже находил мужа. Однако имя шаман не менял, оно оставалось мужским.
Отметим, что, хотя «превращение пола» никого не шокировало, массовой тенденцией это явление никогда не было. Этнограф Богораз среди трёх тысяч приколымских чукчей нашёл лишь пятерых мужчин и двух женщин, поменявших пол.
Кстати, статус «превращённого» мужчины отличался от привычного положения женщины, которое прекрасно описывалось чукотской пословицей – «Если ты женщина, молчи!». Он имел право высказывать своё мнение, а окружающие должны были без возражений выполнять его требования. Ведь «нежный мужчина» не становился женщиной в полном смысле. Он скорее находился в некоем пороговом, переходном состоянии. Смена гендера была не уподоблением противоположному полу, а стремлением именно к двуполости как состоянию высшего совершенства. Сменивших пол очень боялись и считали самыми сильными знахарями.
«Чукчи уважают, а точнее, боятся эрккаляольтэ (мужчин в женской одежде, исполняющих в большинстве своём конкретно женские обязанности), потому как считают, что они способны принести человеку смертельную болезнь, лишить его промысла и причинить массу неприятностей», – подтверждает в своей работе русский этнограф Николай Гондатти.
А его коллега Лев Штернберг замечает, что «превращение» в другой пол иногда происходило и с теми, кто не являлся шаманами. Например, оно могло быть платой за исцеление и встречалось среди нивхов Аляски и реки Амур. Учёный приводит случай, когда мужчине, имеющему жену и семью, духами было приказано жить как женщина в обмен на выздоровление.
«Полумужички» и «мужеложники»
Гомосексуальность существует ровно столько, сколько существует человечество. Так называемый третий пол встречался и у славян. Этнографы приводят два термина, которые использовались для обозначения гермафродитов и женщин с лесбийскими наклонностями: полумужичка и двуснастная. Кстати, в эту категорию часто попадали дамы с любыми отклонениями от традиционной модели женственности: курившие табак, имевшие грубый голос, размашистый шаг.
Людей неопределённой половой принадлежности называли двойными созвучными именами: Маня-Ваня, Нюра-Миша. Иногда женские имена трансформировались в мужские и наоборот: Клавдия Кузьмовна – Клавдиян Кузмич, Елена Голышева – Елен Голышев. Это отмечает в своей работе Елена Коляскина из Алтайской государственной академии образования.
Полумужички могли носить мужскую одежду и вступать в брак с женщинами. Встречаются свидетельства, что жено-мужчины иногда одновременно сожительствовали с партнёрами обоих полов. При этом женщины нетрадиционной ориентации, как сейчас их принято называть, не вызывали осуждения в обществе. Считалось, что в их особенностях виновата природа, пишут авторы книги «Мужское и женское в русской традиционной культуре».
Одним из условий принятия такого человека считалось сдержанное поведение. Если же гомосексуальность демонстрировалась открыто и тем более разрушала гетеросексуальную семью, то общество довольно жёстко это порицало.
Примечательно, что информация об однополых женских парах встречается гораздо чаще, чем о мужских. При этом первые карательные меры против мужеложников были введены Петром I лишь в 1706 году, да и касались они только военнослужащих. До Петра борьба с нетрадиционной ориентацией среди мужчин была сугубо церковным делом. Однако само слово «мужеложник» в крестьянском обществе считалось очень сильным оскорблением.
Не в бороде счастье
Что касается скандала с бородой, то феномен бородатой женщины широко известен как в мировой, так и в русской культуре. В начале XX века бородатые дамы регулярно выступали в цирках, участвовали в различных увеселительных мероприятиях в качестве шутих. И это никого не смущало.
Так, в Нижегородской губернии бородатую женщину называли ласково «бородулей», при этом указывая, что «бородуля не мужик». Для сильного пола борода была обязательным атрибутом. Её отсутствие указывало на размытость мужского сексуального облика.
Прежде чем возмущаться наличием растительности на лице зарубежной певицы Кончиты Вурст (с каким бы полом она себя ни ассоциировала), может, нам стоит припомнить примеры из нашего собственного прошлого? И поучиться у предков их мудрому и спокойному восприятию гендерных шуток природы.