С начала 2013 г. понятие «офшорная зона» в России обрело новое звучание. Теперь оно ассоциируется не только с неизвестными островными государствами и олигархами, укрывающими доходы. Второй год подряд в Пензенской области работает пилотная программа, в рамках которой такой зоной может стать… любая областная деревня с населением от 500 до 10 тыс. жителей. Предпринимателям, которые захотят зарегистрировать и вести там бизнес, обещают фантастически низкие налоговые ставки и возмещение части процентной ставки по кредитам. Для российской деревни, где рентабельные экономические проекты давно стали счастливым редким исключением, такие идеи могут стать настоящим спасением.
Ключевое отличие пензенских «офшоров» от зарубежных заключается в том, что бизнес жёстко привязан к «месту прописки». Если на далёком острове достаточно лишь зарегистрировать компанию, то здесь работает железное правило: деньги надо зарабатывать именно на той территории, которая приютила предпринимателя. К тому же по условиям проекта предприниматель должен позаботиться о том, чтобы не менее 80% работников составляли местные жители. В результате район получает человека, желающего жить и работать на селе, местные жители – стабильную занятость, а скудный сельский бюджет – дополнительные поступления в виде налогов (хоть и сниженных) и платы за аренду. Примечательно, что предлагаемые условия становятся стимулом к открытию собственного дела по самым разным направлениям – не только традиционному крестьянско-фермерскому: в деревнях появляются небольшие швейные мастерские, пекарни, деревообрабатывающие предприятия и многое другое.
По официальным данным, на конец 2013 года получить статус Центра регионального развития (именно так формально называются «офшорные сёла») пожелало около 100 территорий. Заявка каждого села рассматривалась в областной администрации, и после получения одобрения оставалось лишь ждать новоиспечённых резидентов. А в процессе ожидания – приводить в порядок инфраструктуру, на развитие которой выделялись средства из регионального бюджета. Действительно – какой бизнес может развиваться там, где нет нормальных дорог?
Как показывает практика, особого ажиотажа среди потенциальных резидентов не возникло, но и на полное отсутствие желающих пензенские районы не жалуются. По состоянию на конец 2013 года администрация области выдала потенциальным бизнесменам около 80 разрешений. В каких-то районах пока нет ни одного пришедшего по данной программе предпринимателя, но в ряде территорий они работают достаточно активно.
«У нас в районе сейчас работают четыре резидента, – рассказывает Александр Смирнов,представитель администрации Сердобского района Пензенской области. – Это три фермерских хозяйства и предприятие по производству минеральной воды. На последнем, кстати, работают 16 человек, все местные. Фермеры с удовольствием воспользовались возмещением части процентов по кредиту: по правилам проекта ими обеспечивают компенсацию в размере ставки рефинансирования Центробанка (сегодня она составляет чуть более 8%. – Прим. авт.). Кроме того, у нас есть ещё и районная программа, в рамках которой мы компенсируем первый платёж при покупке оборудования в лизинг».
Как показывает практика, «офшорная» программа становится выгодной не только для тех, кто хочет реализовывать относительно крупные проекты вроде фермерских хозяйств или небольшого производства. Сюда активно вступают индивидуальные предприниматели, которые нанимают одного-двух человек и стремятся не столько к извлечению дополнительных прибылей, сколько к обеспечению стабильного существования для себя и своей семьи по принципу «где родился, там и пригодился».
«На мой взгляд, главное в этом проекте то, что люди получают стимул не уезжать, – рассуждает Надежда Ручкина, руководитель Лермонтовского сельсовета Белинского района. – У нас был местный предприниматель, который занимался деревообработкой – держал небольшую пилораму. Работал там в основном сам, если и нанимал кого – то одного-двух, не больше. Пока он приостановил работу по личным обстоятельствам, но я очень надеюсь, что возобновит».
«А у нас местная жительница компанию «Праздник для всех» организовала, торжественные мероприятия проводит, – делится примером Татьяна Булдышкина, глава Пушанского сельсовета того же района. – Она руководит, муж поёт. Их даже в Москву праздники вести приглашали!»
Печалит в этой радужной картинке лишь одно: в других регионах опыт Пензенской области пока, к сожалению, по каким-то причинам не востребован. Более того, её плюсы и выгоды понимают далеко не везде. Например, в Чувашии представители региональной власти, лишь услышав от активистов слово «офшор», с порога отмели эту идею, толком в неё не вникнув. Остаётся надеяться, что тема рано или поздно зазвучит на федеральном уровне.