«Будем привыкать платить» – под таким заголовкам в №16 за 7 мая наша газета опубликовала интервью с генеральным директором ООО «Магистраль Северной столицы» Алексеем Бнатовым. За неделю до начала платной эксплуатации новой магистрали Алексей Николаевич рассказывал петербуржцам о её преимуществах и о том, как будет организовано взимание платы за проезд. И вот в минувшее воскресенье в 20:55 наши корреспонденты съехали с трассы «Скандинавия» и направились в Санкт-Петербург. Одна машина поехала по ЗСД, другая, как обычно, по Приморскому шоссе через Сестрорецк. Встретиться договорились на улице Савушкина, у Чёрной речки.
По выходным ЗСД – ЗаСаДА
– Вот это засада! – почти хором выдохнули все сидящие в машине, когда мы, проехав полукольцо эстакады в районе Белоострова, выехали на Северный участок западного скоростного диаметра. Пробка на скоростной трассе началась буквально с первых десятков метров. Поначалу казалось, что впереди какое-то ДТП и вот-вот эта пробка рассосётся. Но, проехав первые 4 километра за более чем 20 минут, мы поняли, что на первой передаче придётся добираться до первого пункта оплаты. Через 30 минут звоним коллеге, отравившемуся по Приморскому шоссе. Выяснилось, что он уже миновал Сестрорецк и подъезжает к Горской.
В 21:45 мы подъехали к окошку модуля, и я протянул оператору сторублёвую купюру и нажал клавишу секундомера.
– Голова не кружится от такого потока? – спрашиваю девушку-оператора
– Я на «Юге» раньше работала, привыкла, но здесь, конечно, поток не сравнить, – только и успела она ответить и протянула горстку монет с чеком. Смотрю на секундомер: оплата наличными заняла всего 10 секунд. Панорама в зеркале заднего вида просто поражала воображение. Цепочка белых огней уходила вверх к горизонту и скрывалась за поворотом. Вряд ли где ещё в мире можно увидеть подобное на скоростной платной автомагистрали.
Желание ездить по ЗСД исчезает…
…Снова звоним коллеге. Услышав ответ, понимаем, что первым до Чёрной речки, конечно, доберётся он. Мы же в 21:51 подъезжаем к следующему пункту оплаты. Машин уже значительно меньше, так как многие после первого пункта оплаты свернули на Кольцевую.
Пассажир стоящей слева «Мазды» опускает стекло и грустно улыбается: «Как вам платные пробки? В последний раз с дачи в выходные здесь домой возвращаемся…» Решение, похоже, разумное и приняли его в этот вечер, думаю, многие. Водитель ползущего справа «Форда» такого же мнения: «Я живу в Репино, каждый день туда и обратно езжу на работу на Петроградскую. А сейчас на вокзал за дочерью, хорошо хоть пораньше выехали… Жена вот посчитала, что в месяц за эти пробки нужно около 4 тысяч заплатить… Пожалуй, не стоит!»
Удалось нам перекинуться впечатлениями и с работником ООО «Магистраль Северной столицы». Несколько человек в зелёных жилетах, размахивая пустыми пластиковыми бутылками, словно милицейскими жезлами, пытались направлять машины, не имеющие транспондеров и электронных карт, на полосы, где происходила оплата наличными. А специально выделенные полосы тем временем были пустыми.
– Почему? – спрашиваю у регулировщика в зелёном жилете.
– Да где людям транспондеры-то взять? Мы недавно три тысячи штук из Воронежа привезли, их только там почему-то делают, так они закончились в несколько дней. (Почему, кстати, в Санкт-Петербурге – городе с немалым научным и производственным потенциалом – невозможно наладить выпуск этих устройств – большой вопрос. – Прим. ред.) Кстати, работают они скверно, с некоторых часто сигнал и вовсе не считывается. А если всё нормально, секунд 7–9 нужно всё же нужно потратить, а если нет – на полосе пробка. Словом, всё это, как говорится, бизнес по-русски, чтобы меньше денег потратить, а больше заработать. Здесь шесть модулей для оплаты наличными построено, а кто мешал построить 16? Земли-то справа и слева – целое море! Опять же жадность российских бизнесменов… Вам сегодня ещё повезло, в субботу пробка на 10 километров растянулась!
В 22 часа 01 минуту мы наконец проехали второй пункт оплаты. Наш коллега в этот момент уже пять минут поджидал нас на улице Савушкина. А ещё через 15 минут мы встретились. Счёт оказался не в пользу ЗСД. По крайней мере, в воскресный вечер, когда петербуржцы возвращались домой.
Перспективы на лето нерадостны
В ООО «Магистраль Северной столицы», которое управляет трассой, говорят, что это временное явление: «Некоторые водители ещё не знают о необходимости платить за проезд, другие подъезжают к тем пунктам пропуска, на которых оплата проводится по БСК или транспондерам, а потом сдают назад».
Это неуклюжее объяснение просто не соответствует действительности, в чём мы убедились лично вечером в воскресенье. Желание выжать максимальную прибыль, видимо, было непреодолимо. О том, что трасса с 15 мая будет платной, знали практически все водители. Соответствующих дорожных знаков и табло было тоже достаточно. И деньги в карманах водителей были. Вот только сразу же оказалось, что модулей для оплаты явно мало. Где-нибудь в Танзании их бы хватило, но на трассе, ведущей в небедные Курортный и Выборгский районы, к границе с Финляндией, – строить 9 полос для оплаты было не что иное, как стратегическая ошибка. Почему появились какие-то специальные полосы – тоже вопрос. Ведь прибором, считывающим сигнал транспондера или карты БСК, можно было бы оснастить и полосы, где принимаются наличные. Но нет, хозяевам трассы потребовалось и тут создать неравенство между людьми.
Тем, кто строил и теперь эксплуатирует ЗСД, совершенно плевать на то, что люди будут отныне и навсегда мучиться в многокилометровых пробках. И прав был человек в зелёном жилете, объяснивший нам причину этого коллапса. Два выходных дня на его голову сыпались гнев и молнии проезжающих водителей. Но, как он нам заметил, «начальники все просто попрятались»…
Летний сезон в полную меру ещё не начался, а значит, самые огромные пробки на скоростной трассе ещё впереди.