Добровольческая деятельность получает новый виток развития, когда бизнес и некоммерческие организации (НКО) – по одну сторону баррикад. Компании могут поддерживать фонды не только деньгами. В их распоряжении ещё более ценный ресурс – сотрудники, готовые поучаствовать в благих делах. Межрегиональная общественная организация «Социальная сеть добровольческих инициатив «СоСеДи» помогает бизнесу и НКО найти друг друга и выстроить партнёрство. Её руководитель Сергей РЫБАЛЬЧЕНКО – кандидат в Общественную палату РФ – рассказал нам о развитии корпоративного добровольчества в России.
- Сергей, ясно, что крупные компании легче привлечь к сотрудничеству. Они обладают большими возможностями и уделяют особое внимание своему имиджу. Почему вы делаете упор на малый и средний бизнес?
– Три года назад в Липецке проходил слёт добровольцев Центрального федерального округа. В рамках слёта был запланирован круглый стол по корпоративному волонтёрству. Оказалось, что среди малого и среднего бизнеса это направление совсем неразвито. Добровольчеству уделяют внимание только транснациональные корпорации и крупные отечественные фирмы. Для них это традиционная практика, отработанная годами. Над социальными проектами работают целые подразделения. В небольших фирмах соответствующих структур нет, а значит, нет практик и технологий. Они бы рады заняться добровольчеством, но не знают как. Поэтому мы совместно с «Деловой Россией» разработали программу развития корпоративного добровольчества «СоСеДи». Главное – связать друг с другом заинтересованные компании и НКО, а также найти проекты, которые можно распространять в регионах.
15 мая стартовала акция «Добровольцы – детям». Третий год подряд её проводит Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В рамках акции создаётся масса интересных проектов. Например, в Твери развивается школа социального аниматорства. Добровольцы идут во дворы, где помогают родителям и детям наладить общение посредством совместной игры. Эту потрясающую инициативу хотелось бы воплотить и в других городах.
В Вологодской области одна компания вместе с Департаментом соцзащиты населения отправила отдыхать в санаторий родителей, лишённых родительских прав, и их детей. Волонтёры попытались создать тёплую семейную атмосферу. В результате многие родители начали новую жизнь и взяли детей обратно... Согласитесь, такой проект тоже заслуживает поддержки других предпринимателей и распространения в регионах.
– В одной из ваших работ приведена статистика ООН, согласно которой в России добровольчеством занимается всего 3% населения. Для сравнения: в Канаде – 45%. Чем объясняется такой сумасшедший разрыв?
– Прежде всего отсутствием системной поддержки на местах. Регионам нужны концепция развития добровольчества, единый ресурсный центр, общественная программа, которая бы фиксировала, какие мероприятия проводятся и какая помощь нужна организаторам. Добровольчество станет массовым, только если бизнес, власть и НКО будут развивать его единым фронтом. Прекрасный тому пример – Липецкая область. Здесь создан Центр развития добровольчества, очень активны предприниматели. Сотрудники Центра работают в администрациях муниципальных образований, поэтому все проекты доведены до местной власти. Если применить липецкий опыт в других регионах, я уверен, добровольческая деятельность выйдет на новый уровень.
Возлагая надежды на улучшение жизни на одно государство, общественные проблемы никогда не решить! А вот совместными усилиями можно добиться многого.
– Случись кризис, и бизнес сразу выпадает из этого тандема. Предпринимателям становится не до социальных проектов...
– Когда средств на благотворительность не хватает, добровольцы как раз выходят на первый план. Сотрудники помогают своими силами. У благотворительных фондов «Берега» и «СоСеДи» есть замечательная программа поддержки негосударственных детских домов. При содействии фондов частные компании берут шефство над детдомами. Работники регулярно приезжают и помогают с уборкой, покраской, привозят вещи, общаются с ребятами, конечно. Здесь главное не деньги, а участие.
– Что помимо имиджа корпоративное добровольчество даёт частным компаниям?
– Важно, чтобы вместе с волонтёрами работали руководители компании. Неформальное общение помогает узнать, чем дышит коллектив, сблизить интересы. Добровольчество способствует и более полной профессиональной реализации сотрудников. Например, одна юридическая компания в Петербурге сотрудничает с пензенской НКО: оказывает бесплатные телефонные консультации многодетным мамам и беременным женщинам.
– Вы можете назвать самые эффективные методы привлечения людей к добровольческому движению?
– Думаю, это акции. Безусловно, пользы больше, когда помощь оказывается на постоянной основе. Но для начинающих важно сделать первый шаг, сделать хотя бы одно доброе дело.
В мае мы в девятый раз проводим добрую акцию «Свет в окне». Школьники, студенты, сотрудники компаний помогают ветеранам войны, пенсионерам и инвалидам помыть окна, убраться в квартире, купить продукты. «Свет в окне» проходит два раза в год, привлекая всё новых участников. И для многих становится больше, чем рядовым субботником. Люди уже не привязываются к официальным срокам мероприятия, а идут к ветеранам сами, зная, что их очень ждут...
Просим поддержать людей, совершающих добрые дела на выборах в новый состав Общественной палаты РФ
Аксель ГРОСС, руководитель уфимского БФ «Дорога к детям» http://2014.oprf.ru/candidates/person/207/Евгений ТАРАСОВ, председатель Правления БФ «СВОБОДА» http://2014.oprf.ru/candidates/person/139/Борис АЛЬТШУЛЕР, член Общественной палаты пока ещё действующего состава, руководитель РОО «Право ребёнка» http://2014.oprf.ru/candidates/ person/363/Сергей РЫБАЛЬЧЕНКО, председатель Комитета по социальной политике Общероссийской Общественной Организации «Деловая Россия»http://2014.oprf.ru/candidates/person/379/Александр ДВОРЕЦКИЙ, председатель Оргкомитета программы «Лучшее – детям»http://2014.oprf.ru/candidates/person/204/.