Аргументы Недели Петербург → Общество № 16(408) от 07.05.2014

Будем привыкать платить

Проезд по Северному участку ЗСД с 15 мая обойдётся в 80 рублей

, 18:53

Реализуемый в Санкт-Петербурге крупнейший инвестиционный проект – ЗСД – часто называют проектом международного масштаба, хотя формально это внутригородская дорога, проходящая в пределах административных границ города. Почему? С этого вопроса редактор газеты «Аргументы недели – Санкт-Петербург» Сергей Алёхин и начал беседу с генеральным директором ООО «Магистраль Северной столицы» Алексеем Николаевичем БНАТОВЫМ.

-Статус международного проекта применительно к Западному скоростному проекту не будет преувеличением. Здесь есть несколько аспектов. Во-первых, значение магистрали, которое существенно выходит за пределы города и даже всего северо-запада страны. Западный скоростной диаметр становится частью международного транспортного коридора «Север – Юг», значительно увеличивая его пропускную способность, чем повышает общефедеральный показатель эффективности системы товародвижения, создаёт условия для повышения межрегиональной мобильности населения. И это не считая многочисленных и критически важных транспортных задач, которые магистраль решает в масштабах северо-запада и Петербурга.

Уникальность реализуемого проекта определяют и объём инвестиций, который потребовалось привлечь в строительство дороги, и состав участников проекта, обеспечивающих финансирование. Здесь и крупнейшие российские компании: ВТБ, Газпромбанк, Внешэкономбанк; и международные банки: Евразийский банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития. Кроме того, генеральным подрядчиком строительства Центрального участка выступает совместное предприятие ICA, сформированное крупными европейскими строительными компаниями: итальянской «Асталди» и турецкой «Ичташ». В качестве независимого инженера, компании, специалисты которой в круглосуточном режиме присутствуют на строительных площадках, контролируя качество материалов и работ, ход строительства, была привлечена датская фирма COWI. Одним словом, этот проект собрал по-настоящему интернациональную команду. При том, что более 95% организаций, занятых непосредственно в строительстве Центрального участка, – российские, преимущественно петербургские, фирмы.

– Что даст реализация этого проекта городу и региону?

– Преимущества, которые несёт в себе Западный скоростной диаметр, достаточно детально изучены многочисленными экспертами, участвовавшими в создании и анализе проектных решений. Кстати, задумана данная дорога была ещё в 60-е годы прошлого столетия, уже тогда была очевидна необходимость создания такой магистрали.

В городском и региональном масштабах позитивное влияние ЗСД можно рассматривать в различных аспектах: магистраль создаёт подходы к Большому Порту, способствуя росту грузооборота; улучшает транспортную доступность портовых, железнодорожных, воздушных и автомобильных терминалов, обеспечивая выход из них на федеральные трассы; обеспечивает транспортную доступность Пассажирского морского порта Санкт-Петербурга, находящегося на намывных территориях Васильевского острова; пропускная способность комплекса может достигать более десяти тысяч человек в день. Обеспечение его доступности повлияет на развитие Санкт-Петербурга в качестве туристического центра. ЗСД решает задачу обеспечения транспортной инфраструктурой северо-запада Санкт-Петербурга, который стремительно развивается в качестве жилого, делового и производственного района. В плане преимуществ, которые получат и уже получают петербургские автомобилисты, можно отметить значительную долю трафика, которая переходит на Западный скоростной диаметр. Кстати, от этого выигрывают и те, кто предпочитает альтернативный бесплатный маршрут, ведь часть автомобилей с улиц уходит на ЗСД. Так, по расчётам экспертов, в сфере транспортной инфраструктуры после ввода в эксплуатацию центрального участка, когда магистраль заработает в полную силу, она на 40% разгрузит улицы Васильевского острова, на 20% – Кольцевую дорогу.

– В последнее время тысячи автомобилистов, пользующихся Северным участком ЗСД, должны останавливаться на несколько секунд у пунктов оплаты. Шлагбаум поднимается моментально, водители продолжают свой путь, практически не общаясь с оператором. Видимо, это первый этап тестирования?

– Действительно, в апреле мы приступили к тестовой эксплуатации систем взимания платы на Северном участке. Это необходимый период для испытаний технического оснащения ПВП, обучения персонала и адаптации пользователей к новому режиму эксплуатации. На Северном участке будут работать 250 кассиров-операторов ПВП, задача которых – корректно обеспечить максимально быстрое прохождение транспортных средств через пункты взимания платы. В настоящее время тестирование проходит во время работы первой смены кассиров, постепенно временные рамки тестирования будут расширяться вплоть до круглосуточного режима. По завершении тестирования и окончания процесса приёма-передачи участка в ведение ООО «Магистраль Северной столицы» с 15 мая начнётся платная эксплуатация магистрали.

– Напомните, пожалуйста, нашим читателям, во что им обойдётся пользование Северным участком ЗСД.

– Нам представляется, что наиболее корректной и отражающей интересы автомобилистов является зональная тарификация, когда водитель оплачивает только те участки, по которым проехал. На северном участке стоимость проезда от развязки с Приморским проспектом до КАД для водителей мотоциклов, легковых автомобилей, двухосных автобусов и грузовых машин составит 40 рублей днём и 10 рублей ночью. В тарифной зоне от развязки с Приморским проспектом до развязки с Богатырским проспектом цена за проезд установлена на уровне 10 рублей. На участке от развязки с КАД на севере до развязки с трассой «Скандинавия» стоимость проезда составит 40 рублей днём и 20 рублей ночью. Так что полный проезд от Приморского шоссе до трассы «Скандинавия» будет стоить 80 рублей.

– Впереди лето, тысячи петербуржцев будут жить на дачах, и очень многим предстоит почти ежедневно пользоваться ЗСД. Будут ли для них какие-либо льготные формы оплаты?

– Разумеется, но не только для дачников, но и для всех пользователей дороги. Скидка в 10% от стоимости каждой поездки предоставляется тем, кто оплачивает проезд персонифицированной бесконтактной смарт-картой. Пользователи транспондеров получают скидку в 20%. Эти устройства позволяют сэкономить не только деньги, но и время и получить повышенный уровень комфорта за счёт проезда по специальным выделенным полосам для водителей, оплачивающих электронными средствами.

На данных полосах нет кабин кассиров-операторов и даже считывателей БСК, только автоматика, принимающая сигнал транспондера. Интересно, что скорость прохождения транспортом ПВП по такой полосе в среднем в два раза выше, чем по универсальной, где принимают все виды оплаты.

– Какова будет стоимость установки?

– Установка транспондера бесплатна, более того, её производит сам водитель, достаточно просто закрепить держатель устройства на лобовом стекле, около салонного зеркала заднего вида. Транспондеры не продаются, а выдаются пользователям, заключившим договор в офисах продаж. Необходимо только внести сумму в 1000 рублей, которая полностью зачисляется на лицевой счёт пользователя.

– Что уже сделано и что ещё планируется сделать для того, чтобы ЗСД был бы максимально безопасным?

–На трассе созданы все условия для комфортного и безопасного вождения: функционирует система Автоматического управления дорожным движением, сложнейший комплекс, позволяющий управлять трафиком, принимая в расчёт все важные показатели: дорожную обстановку, климат, количество воды на проезжей части, происшествия и помехи и многие другие. Работает служба дорожных инспекторов, оперативно приходящих на помощь автомобилистам. Словом, на Западном скоростном диаметре созданы все условия для безопасной поездки.

Кстати

Напомним, что Южный и Северный участки ЗСД были построены за счёт бюджета и обошлись в 47 млрд. и 36 млрд. соответственно. Строительство Центрального участка финансируется из нескольких источников: 60 млрд. рублей на строительство предоставят банки: 25 млрд. – Внешэкономбанк, 10 – Евразийский банк развития, 10 – Европейский банк реконструкции и развития, 8,5 – ВТБ, 8,5 млрд. – Газпромбанк. Помимо этого «Магистраль Северной столицы» потратит 9 млрд. собственных средств. Ещё 51 млрд. будет выделен из бюджета.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram