В стране массово убирают пешеходные переходы. Размер города не имеет значения: «зебры» исчезают и в крупных Омске, Кирове и Владимире, и в маленькой подмосковной Дубне. Причем исчезают именно там, где чаще всего ходят люди – например, рядом со школами и магазинами. Процесс объясняют борьбой с пробками на дорогах и… за безопасность пешеходов.
Пешеходный переход помешал автомобилям
Во Владимире 29 апреля снесли знаки пешеходного перехода на улице Гагарина (сама «зебра» стерлась уже давно). Городские власти поясняют: этот переход мешал движению транспорта. Ранее в городе убрали «зебры» около Дома Дружбы на Большой Московской и около мэрии на улице Горького. В скором времени хотят ликвидировать и переход рядом с одним из корпусов Пединститута. Выбор мест впечатляет: у всех этих учреждений люди переходят дорогу регулярно…
В Кирове 30 апреля закрыли переход через улицу Воровского. Люди по-прежнему переходят дорогу на месте исчезнувшей «зебры». На этом же месте время от времени работают полицейские-регулировщики. Однако находиться 24 часа в сутки рядом с бывшим пешеходным переходом инспектора не могут.
По утрам на улице Воровского – огромная пробка. Поэтому пешеходы, переходящие дорогу в это время суток, жизнью не рискуют: они просто перебираются на другую сторону улицы между стоящими машинами.
«Уберите все зебры – пусть пешеходы летают по воздуху!»
В подмосковной Дубне 23 апреля убрали «зебру» неподалеку от Большеволжского рынка и школы №7. Немногим раньше исчезли знаки пешеходного перехода у школы №2 – разметка, как и во Владимире, стерлась раньше. Но проезжую часть дубненцы продолжают пересекать там, где были переходы. «Местные пропустят по привычке, а приезжие задавят – и будут правы», предупреждают на одном из городских интернет-форумов.
В Омске 9 апреля убрали и светофор, и «зебру» на объездной дороге по проспекту Комарова. Необходимость закрыть пешеходный переход власти объяснили тем, что поток пешеходов в этом месте был слишком мал. С точки зрения местных экспертов, в результате исчезновения зебры уменьшились пробки и на объездной дороге, и на пересечении улицы 70 лет Октября с улицей Конева. Мнения омичей разделились. Одни возмущены: «Вообще уберите все пешеходные переходы и автобусные маршруты! Пусть народ по воздуху летает!». Другие согласны с городскими властями: «правильно сделали – давно пора. Там вечная пробка. В часы пик вообще не проехать».
В центре Хабаровска «зебры» стали убирать еще в 2011 году. Избавляясь от пешеходных переходов, власти города планировали избавиться и от пробок на центральных улицах. С другой стороны, в опасности находились и пешеходы, пересекавшие проезжую часть «по зебре». Многие водители попросту не желали уступать дорогу… На месте привычных белых полос власти стали
строить переходы надземные и подземные. Но как только был открыт надземный переход на проспекте 60-летия Октября, выяснилось: пожилым людям и инвалидам лестницы противопоказаны. Власти нашли выход: оборудовать подобные «переправы» эскалаторами или механическими подъемниками.
Наехал на пешехода? Виновата «зебра»!
Предложение убрать пешеходные переходы, которые расположены в неудачных местах, высказал глава ГИБДД России Виктор Нилов. По его мнению, множество наездов на пешеходов на «зебрах» - результат того, что «зебры» находятся там, где им «быть не положено». В 2013 году пешеходных переходов стало больше на 30% – и сбивать пешеходов стали чаще. На 4%.
Страна услышала слова главного российского госавтоинспектора – и восприняла их как руководство к действию. В городах стали активно убирать пешеходные переходы, неудобные для… водителей. Многие «зебры» исчезает с формулировкой: переход мешал движению транспорта и создавал пробки. О том, что невозможность попасть на другую сторону улицы может помешать движению пешеходов, никто почему-то не подумал.
Одна «зебра» на целый микрорайон
Хотите узнать, во что превратятся города нашей страны, если в них исчезнут все «неудобные» переходы? Добро пожаловать в московский микрорайон Карачарово! Жители микрорайона, расположенного достаточно далеко от метро, обратились к корреспонденту «АН» с просьбой… спасти их от экстрима на дорогах. Никаких скоростных магистралей здесь нет – но не увидишь здесь и пешеходных переходов.
Рядом с одной из автобусных остановок «зебру» все же можно обнаружить, но… У нескольких остановок, где местные жители чаще всего садятся в транспорт и выходят из него, нет даже намека на пешеходный переход. Пытаясь успеть на автобус или маршрутное такси, люди попросту перебегают проезжую часть – и рискуют попасть под колеса проезжающих автомобилей.
Единственная коммерческая маршрутка, на которой можно добраться в Карачарово, высаживает людей на Т-образном перекрестке Перовского шоссе и 1-й Фрезерной улицы. Ни одной «зебры» на этом перекрестке нет – и перейти дорогу с первой попытки удается не всегда. Но у тех, кто живет неподалеку, зачастую нет альтернативы: упомянутая маршрутка доезжает от метро до микрорайона в два раза быстрее автобуса – не за 20-25 минут, а всего за 10. К тому же, вечером автобусы ходят нерегулярно, а маршрутное такси «Мосгортранса» (которое, как и коммерческое, преодолевает путь от метро до Карачарово за 10 минут) работает лишь с 8 до 20 часов. Жители просят установить на перекрестке светофор со специальной кнопкой – чтобы водители не останавливались здесь без необходимости, а пешеходы все же не рисковали жизнью.
Пешеходные переходы в микрорайоне Карачарово никуда не исчезали – их попросту не было.
«Зебра» без светофора опасна для жизни, но…
В городах каждый третий наезд на пешехода происходит на «зебре». Виновники 86% таких аварий – автомобилисты. Однако убрать с дорог предлагают именно пеших участников движения. Станут ли отечественные трассы безопаснее? Вряд ли. Люди по привычке будут переходить на другую сторону улицы там же, где переходили всегда. В результате – все те же ДТП. Только виноватым будет уже не водитель.
«Зебры» без светофора действительно опасны для жизни. Рядом с такими переходами водитель сам решает, остановиться или притормозить. И очень часто ошибается. Поэтому нужно срочно избавляться от переходов, где пешеход не защищен светофором! Вопрос лишь в том, как это сделать. Можно стереть разметку с проезжей части, а можно поставить рядом с разметкой светофор. И в том, и в другом случае нерегулируемый переход исчезнет.
Есть лишь одно «но»: с 28 февраля ликвидация «зебр» на большинстве российских дорог – нарушение закона. Отредактированный ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» обязывает оборудовать светофорами переходы на любых дорогах, у которых есть хотя бы две полосы для движения. Правда, если через такую дорогу переходит меньше 150 человек в час, а поток машин превышает 1000 автомобилей в час обоих направлениях, на переходе должен стоять не обычный светофор, а светофор со специальной кнопкой. Нажимая ее, пешеходы будут сами включать зеленый свет – и станут останавливать автомобили лишь по мере необходимости. Если внять горячему желанию автомобилистов не стоять лишний раз на красный свет и оборудовать таким светофором улицу, через которую переходят чаще, - водители будут часами ждать зеленого сигнала. Чем сильнее спешишь, тем больше задержишься.
Пешехода защитят полицейские. Лежачие
Есть и другие способы сделать пешеходный переход безопаснее. У многих «зебр» попросту нет дорожного знака, который мог бы предупредить водителя о приближении к переходу. Неоднозначны и требования Правил дорожного движения: в ПДД пока только планируют внести пункт, который строго запрещает водителю ехать дальше, если автомашина в соседнем ряду остановилась перед «зеброй». На переходах без светофоров многие погибают лишь из-за того, что один автомобиль пропускает пешехода, а другой – нет.
Еще одна возможность добиться безопасности на дорогах – применить на практике новые стандарты оборудования пешеходного перехода. Среди них – и «лежачие полицейские» перед каждой «зеброй» (за исключением магистралей), и дорожные знаки на специальных световозвращающих щитах, и дополнительные дорожные знаки над многополосными дорогами.
Водитель и светофор: кто в ответе за пробки на дорогах?
Некоторые автомобилисты категорически не согласны иметь дело с «лишними» светофорами. С требованием убрать эти аппараты с дорог кое-кто из автовладельцев обращается даже на телевидение! Ведь именно из-за необходимости остановиться на красный свет водитель вынужден пропускать пешеходов, стоять в пробках и терять драгоценное время. Вероятно, по этой причине во многих городах решили: проще стереть с дорог «зебры», чем сталкиваться с гневом автомобилистов…
На одно из таких возмущенных требований убрать «лишний» светофор (кстати, временный – поставленный лишь на период ремонта трассы) московские власти отреагировали очень просто: отрегулировали часы у двух светофоров на одной дороге. «Зеленая улица» для потока машин была обеспечена.
Впрочем, много ли светофоров на МКАД – и мало ли там пробок? Быть может, причина заторов на дорогах вовсе не в пешеходах?