> «Дружба» - дружбой, а имя и поменять можно - Аргументы Недели. Волгоград

//Общество

«Дружба» - дружбой, а имя и поменять можно

10 апреля 2014, 12:00 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]

Скоро в Волгоград на научную конференцию приезжает один из потомков Нобелей, который намерен поднять вопрос о правомерности названия и создания на территории ЦПКиО Парка Дружбы «Волгоград-Баку». Тем более что летом 2013 года прокуратура области установила: строительство парка ведётся в нарушение закона.

 

Нефтяная привязка именно к городу Баку, которой руководствовались создатели парка, многим историкам и краеведам тоже кажется неубедительной. Вернее на его месте было бы разбить парк братьев Нобелей. Именно на этом месте располагался уникальный промышленно-жилой комплекс всемирно известных нефтепереработчиков.

«Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» было создано в 1879 году, а в Царицыне городок нефтяного промышленного комплекса Нобелей открылся спустя год. Если отец Нобелей остался в истории изобретателем морской мины, один из братьев  Альфред – создателем динамита и организатором грандиозной премии, то авторство гибрида наливной баржи с пароходом принадлежит Людвигу Нобелю. Впрочем, каждый из братьев, включая старшего Роберта, внес в дело нефтепереработки заметный вклад.

Забрав нефть в Баку, танкеры Нобелей проходили путь по Каспию, далее вверх по Волге, затем нефть и керосин поступали в Петербург, оттуда – в Ригу и далее – на экспорт. Функционирование этого пути затребовало создания на Волге поддерживающей инфраструктуры. В Царицыне в конце 1870-х гг. начинается строительство Нобелевского городка.

Историк и краевед Роман Шкода пишет, что старые деревянные бочки с керосином заменяются огромными металлическими резервуарами ёмкостью в несколько сотен тысяч пудов. Эти резервуары строятся в Нобелевском городке и обслуживают курсирующую по Волге флотилию танкеров компании. Перевалочные базы меньшего масштаба строятся и в других городах Поволжья – в Астрахани, Самаре и Нижнем Новгороде. Таким образом, Нобелевский городок в Царицыне стал частью огромной инфраструктурной транспортной сети, охватившей всю европейскую часть России. Создание этой сети производит революцию цен. Так, если в 1877 году пуд керосина стоит в Царицыне 1 рубль 85 копеек, то к 1882 году его цена снижается более чем в девять раз – до 20 копеек за пуд.

Городки, запланированные Нобелями, строились по заранее утверждённому плану и базировались на принципах автономности, разделение промышленной и жилой зон. Применялось широкое озеленение и благоустройство, использование самых передовых технологий своего времени. Первый парк в Царицыне был заложен именно на территории современного центрального парка – в тогдашнем Нобелевском городке. В полупустынной царицынской зоне сад смотрелся оазисом.


Царицын стал крупнейшим инфраструктурным узлом компании. Строительство столь мощного и современного производства заставила поменяться и сам город, который стал подтягиваться к Нобелевскому городку, расширяясь на север. В Царицыне из сырой нефти делали масла, занимались складированием нефтепродуктов. Здесь располагались ремонтные и мелкие производственные мастерские, размещались пристани и железнодорожная станция, с которой нефть начинала свой путь в различные районы России.

- Уже в 1884 году в городке появилось электрическое освещение, пишет Роман Шкода. - В тот момент электрическое освещение имелось лишь в Санкт-Петербурге, причём устроено оно было там одновременно с Царицыным! В 1885 году здесь впервые в городе заработала телефонная связь. Для сравнения: первым телефонизированным городом в России стал Санкт-Петербург, и случилось это лишь четырьмя годами раньше Царицына!

Нобелевский городок был сам по себе совершенно новым словом в организации промышленного производства. При установлении советской власти в крае его национализировали.

Археологи предполагают, что если провести раскопки, то можно будет найти цистерны, в которых хранилась нефть. На месте даже сохранились здания из красного кирпича. Словом, территория, хоть и имеет привязки к бакинской нефти, но вмещает куда более глубокую историю, которая может стать благодатной почвой для развития окружающей среды и привлечения туристов. Всё дело в спонсорах. У парка Баку они нашлись. Проявятся ли патриотические чувства у волгоградских меценатов?

Ирина БУДНИКОВА

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте