Аргументы Недели. Волгоград → Общество

Не забудьте об образовании

, 10:00

«Точка роста» Волгоградской области может оказаться совсем не там, где её старательно пытаются нащупать.

На прошлой неделе случился у меня интересный спор с моим одногруппником по училищу. Да, я когда-то закончил училище по специальности повар-кондитер, а уже потом пошёл в университет. Спорили на кулинарные темы – добавлять или не добавлять майонез в горячие блюда. Я упирал на то, что так не поступают в мировой ресторанной практике, мой товарищ на то, что «в Волгограде все так делают». Да и чего уж греха таить – каждый из нас хоть раз, да закинул ложку «маянезика» в «мясо по-французски».

За полгода до описываемых событий на одном из круглых столов, посвящённых подготовке к ЧМ-2018 по футболу, мы спорили с представителями гостиничной и ресторанной индустрии об уровне кадровой подготовки. Я говорил о том, что с кадрами у нас пока очень и очень плохо – не дотягивают они до европейских стандартов. Представители бизнеса упирали на статистику по учебным заведениям и данные о новых образовательных программах. Говорили о том, что нынче разработаны современные стандарты подготовки специалистов и профессиональных кадров. Увы, но мой разговор с одногруппником и посещение различных заведений волгоградского общепита свидетельствует как раз об обратном. А учитывая нашу тягу отдавать рабочие места не образованным, а тем у кого стаж больше, ситуация вообще выглядит совсем неприглядно – в Волгограде кризис кадров. И не только в сфере питания или общей сфере услуг, а практически на каждом важном участке.

К сожалению, нынешняя система образования по-прежнему делает упор на оценку знаний в рамках программы и на посещаемость молодым человеком аудиторных занятий, а не на развитие профессиональных навыков и компетенций. Лишь единицы преподавателей имеют хоть какое-то представление о реальной профессиональной деятельности в рамках предмета, которому они обучают студентов. Та же беда и со школьным образованием. Сегодня колоссальную массу учителей в школах можно разделить на тех, кто пытается лишь вдолбить «знания» из учебников и тех, кто просто высиживает с детьми положенное время за мизерную зарплату. Первые получили образование в советское время и по-прежнему в мечтах ориентированы на плановую экономику, где человек не меняет сферу деятельности раз в три года. Вторые, в силу собственной профнепригодности, остановили свой взгляд на учительстве, поскольку данная отрасль сегодня поставлена обществом в положение низкоквалифицированной. Увы, но именно менторов (в греческом понимании этого слова) в школах сегодня практически не встретишь. Чего уж тогда удивляться такому низкому уровню подготовки молодых специалистов, выходящих через пять лет из российских вузов. Недаром, в одном из лучших вузов города студенты грустно шутят, что получив образование, они пополняют ряды менеджеров салонов сотовой связи, а не идут приносить пользу государству и региону.

Для Волгоградской области проблема образования сегодня становится чуть ли не самой приоритетной. Дело в том, что каждый из вновь приходящих в регион губернаторов предлагает реализовать какую-либо глобальную задачу: открытие фармкластера, создание патриотического центра, привлечение инвестиций, развитие туризма, реализация проектов в сфере дорожной инфраструктуры… Новый губернатор, например, начал свою деятельность с попыток возродить промышленность. Дело, безусловно, благородное, но где брать кадры? В Волгограде при большом количестве открытых вакансий в производственной сфере найти квалифицированного специалиста - проблема. Притом, что безработных молодых людей у нас достаточно много. Задача по повышению уровня образования в современных условиях очень сложная и долгосрочная, но начинать когда-то все равно придётся. И лучше раньше, чем позже. А пока остаётся кричать, как лесковский Левша: «Скажите Государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят». И «маянезик» в горячие блюда не кладут.

Александр САЙГИН

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram