Московский эксперимент с платой за парковку стал примером для подражания: «парковочный налог» решили ввести в остальных регионах нашей страны. На очереди - «северная столица» Санкт-Петербург, «столица Урала» Екатеринбург, «южная столица России» Ростов-на Дону и еще несколько городов. Кое-где планируют исправить ошибки «Московского парковочного пространства»…
Некоторые общественные деятели уверены: стоянку автомашин необходимо сделать платной… везде. Во всяком случае, в каждом районе Москвы. Личный автомобиль должен стать «не по карману» большинству жителей столицы и других крупных городов. Только тогда дороги станут свободными, а воздух – чистым. Правда, не уточняется, что станет с московским метро, если тысячи водителей заставят стать пассажирами общественного транспорта.
Большинство москвичей борьбу с личным автомобилем не поддержали. 51% живущих в столице назвали плату за парковку «еще одним относительно честным способом отъема денег». Лишь 13% согласились с тем, что парковочный налог поможет городу стать более удобным для жизни. И более безопасным…
Тем не менее, автомобиль превращают в роскошь в Санкт-Петербурге, Вологде, Калуге, Ярославле, Екатеринбурге, Челябинске, Краснодаре и Ростове-на-Дону.
«У твоей Москвы, у его Невы станет общее что-то…»
Петербургские пробки вот-вот сравняются с московскими. А первые платные парковки в «северной столице» появятся ближе к 2016 году. Еще два года в городе на Неве будут оценивать, насколько удался эксперимент. Первоначально городские власти хотели организовать 65 тысяч платных машино-мест. Затем цифру сократили втрое – и решили создать лишь 21.6 тысяч мест для платной стоянки. При этом в городе собираются заняться не только транспортом личным, но и транспортом общественным. Как и в Москве, в Санкт-Петербурге планируют построить новые станции метро и сделать более удобными троллейбусы, автобусы и трамваи. Кстати, 20 апреля, в пасхальную ночь в северной столице впервые вышли в рейс ночные автобусы. 30 апреля они начнут работать в постоянном режиме.
Первая петербургская платная парковка откроется между Невой, Фонтанкой, набережной Крюкова канала, Лермонтовским проспектом, улицей Декабристов, переулком Матвеева и площадью Труда. Сообщают, что за час стоянки автомобиля в платной зоне будут брать всего 50 рублей. Но «парковочное пространство» в Санкт-Петербурге может оказаться дороже, чем в Москве. «Парковочный тариф» собираются менять в зависимости от времени суток, дней недели, и даже от близости автомобиля к историческим достопримечательностям. Если машина стоит на Дворцовой площади или на стрелке Васильевского острова – ее владелец «базовыми» 50 рублями в час не ограничится. Стоянка автомобиля может обойтись и в 100, и в 150 рублей в час… А это больше, чем на территории «Московского парковочного пространства» в пределах Бульварного кольца.
Парковки в Вологде: первые 15 минут – бесплатно!
Платную парковку в центре Вологды планируют открыть уже в сентябре. Машино-мест на ней будет примерно 3 тысячи. Владельцам оставленных на центральных улицах автомобилей придется платить от 30 до 40 рублей за час. Правда, за первые 15 минут стоянки «парковочный налог» брать не будут. А жителям домов, оказавшихся в «парковочном пространстве», предлагают установить во дворах шлагбаумы и не пускать туда чужой транспорт – или создать во дворах платные парковки. Причем брать деньги с автомобилистов только в дневное время – когда сами жильцы на работе. На «парковочные средства» собираются ремонтировать дома и улицы и благоустраивать дворы. Предполагается, что городской бюджет финансировать платную парковку не будет…
Ярославль и Калуга: цена парковки пока неизвестна
В маленьком городе Калуга уже в мае могут создать маленькую платную парковку – всего-то на 800 машино-мест. В «парковочном пространстве» окажутся улицы Ленина и Кирова, площадь Победы и территория, прилегающая к скверу Мира. Сколько заплатят автомобилисты – пока неизвестно. Непонятна и ситуация с платной парковкой в Ярославле. В Ярославской области действует закон о принудительной эвакуации неправильно припаркованных автомобилей. Если машина припарковалась так, что мешает другим участникам движения – ее парковка немедленно станет платной. За автовладельцами, действующими по принципу «мне плевать на всех, паркуюсь где хочу» следят и активисты общественных организаций. Так что даже в местной ГИБДД не видят смысла в специальной плате за парковку. Однако в городе уже побывали сотрудники компании, когда-то организовавшей «Московское парковочное пространство». Решение о платной парковке в городе уже принято – однако ее стоимость пока неизвестна.
Екатеринбург: на счету каждая минута
В Екатеринбурге планируют исправить еще одну ошибку московских парковок. Москвичи - даже если они паркуются на 15-20 минут – в любом случае платят за целый час стоянки. Если автомобиль жителя столицы провел в «парковочном пространстве» час и десять минут – водителю придется оплатить два часа парковки. В «столице Урала» же предусмотрели возможность поминутной платы за нахождение машины на стоянке. Более того, расплатиться за паркинг в можно с помощью… городской транспортной карты («Екарты»). Как и в Вологде, за первые 15 минут парковки автомобилист не платит. Как и в Вологде, «парковочный тариф» должен составить 30 рублей в час. Однако в руководстве города уже заявляют: было бы неплохо повысить расценки до 50, а затем и до 100 рублей в час… Ведь на организацию парковочного пространства городской бюджет потратил так много денег!
Челябинск: начать надо не с личных авто, а с общественного транспорта
В «столице Южного Урала» Челябинске в 2013 году автомобилистам разрешили парковаться в запрещенных местах. В 2014-м в городе подняли вопрос о платной парковке. Однако вопрос с принудительной пересадкой с личного транспорта на автобусы, троллейбусы и трамваи в Челябинске планируют решить немного иначе, чем в Москве. Платные стоянки в городе собираются открыть лишь после того, как общественный транспорт станет более удобным для горожан.
Краснодар: государственно-частная… парковка
В Краснодаре уже работает несколько платных парковок. Стоимость одного часа на стоянке – 30 рублей. Интересно, что на «парковочное пространство» городской бюджет не потратил ни
копейки. Платные стоянки были организованы за счет частной компании – инвестора. Эксплуатировать парковки будет тоже инвестор Подобное «распределение сил» называют государственно-частным партнерством. О сотрудничестве государства с частными компаниями в нашей стране заговорили в 2013 году, когда московскую больницу № 63 на 49 лет сдали в концессию частному партнеру – Европейскому медицинскому центру.
Ростов-на-Дону: местным жителям – льготы
Как и многие города, решившиеся на эксперимент с платной парковкой, «южная столица России» планирует брать с автомобилистов лишь по 30 рублей в час. Для местных жителей собираются установить льготы. «Парковочное пространство» должно заработать уже в этом году: вначале платными станут 1200 машино-мест на участке между Ворошиловским проспектом, улицами Московской и Большой Садовой и проспектом Буденного.
… Вслед за столицей России «парковочное пространство» организуют столицы российских регионов. Некоторые города уже исправляют московские парковочные недочеты – например, явно завышенный парковочный тариф и необходимость оплачивать 20-минутную стоянку автомобиля по тройной цене. Кое-где осознали и самую крупную ошибку – создание «парковочного пространства» до того, как троллейбусы, автобусы и трамваи стали удобными для пассажиров. Что толку пересаживать автомобилистов на общественный транспорт, если в общественном транспорте… нет мест?
В Краснодаре первые платные автостоянки открылись уже в 2013 году. В Вологде, Калуге, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону «парковочное пространство» начнет действовать до конца года 2014-го. Изменится ли ситуация с парковками в Москве – и сделает ли столица работу над ошибками, на которые уже обратили внимание в регионах?