Правительство РФ исключило из бюджета статью о субсидировании ФГУП «Почта России» услуги по доставке подписных печатных изданий. Эти расходы теперь будут покрывать сами читатели.
Действительно ли увеличение стоимости подписки с 1 июля 2014 года станет катастрофой для подписчиков?
Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров не так давно заявил, что повышение стоимости подписки для граждан «не будет масштабным и в среднем по стране составит не более 25%». Похоже ли это на картину «массированного налёта» на карман россиян? Разумной точки зрения придерживается, например, Андрей Башнин, главный редактор газеты «Вести», который считает, что если у читателя есть потребность и привычка каждые полгода заново подписываться, он будет это делать снова и снова. «Если доставочная цена вырастет процентов на 30, – говорит Башнин, – это значит, что общая цена вырастет процентов на 20. Я надеюсь, что наши подписчики сумеют пережить такой подъём. Единственная ошибка, которую совершили люди, которые приняли сегодняшнее решение, состоит в том, что ранее они заморозили цену, а теперь резко отказали в своей поддержке».
Действительно, поспорить с этим трудно, особенно, если выслушать Олега Машковского, заместителя директора по коммерции УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области – филиал ФГУП «Почта России». Машковский говорит: «В прошлом финансовом году «Почта России» потратила на доставку периодических печатных изданий более девяти миллиардов рублей. Заработали мы три миллиарда, и три миллиарда нам в качестве субсидий передало государство. Убытки предприятия по итогам 2013 года – три миллиарда рублей. Они были компенсированы за счёт другой нашей деятельности: у «Почты России» много проектов, и деньги, заработанные в них, были вложены в доставку. В этом году государство решило субсидии не предоставлять, и нам пришлось вынужденно повышать тариф на доставку. Причём повышаем мы его даже не до уровня окупаемости. И доставка по-прежнему будет убыточна, и мы по-прежнему будем компенсировать эту услугу из другой деятельности. Можно сказать, за счёт зарплат своих сотрудников. Ведь у нас есть несколько приоритетных направлений: во-первых, согласовать и утвердить новый закон о почтовой связи, стратегию развития почты и следующим этапом – довести зарплаты наших сотрудников хотя бы до того уровня, чтобы не стыдно было смотреть им в глаза. Ни для кого не секрет, что зарплаты наших сотрудников крайне низкие, а повышать их мы можем только за счет того, что сами зарабатываем».
Ещё более печально то обстоятельство, что, по словам Машковского, доставка в отдалённые регионы, в село – убыточная услуга, и никому её осуществление, кроме ФГУП «Почта России», похоже, и не в охотку. Собственно, с этим осознанием своей миссии ФГУП, как говорит Машковский, с 1 апреля (решение Министерства связи) повышает тарифы на доставку периодических печатных изданий». Повышение будет неоднородным: зависеть всё будет от региона (чем удалённее, тем меньше повышение). Сохранятся и скидки для федеральных изданий с тиражом более 220 тысяч экземпляров на страну, для региональных – более 15 тысяч на регион, для всех районных и городских, зарегистрированных в одном районе или в одном городе. Более того, сообщает Машковский, с этого года вводятся дополнительные скидки для людей, которые подписываются не «до ящика», а «до отделения почтовой связи», т.е. если человек готов сам ходить в отделение почтовой связи и забирать свою газету, он будет платить меньше за издание на 40%. «Увеличение цен в каталоге произойдёт на 20–30%, не более. 24 марта расчёт для каждого издания Петербурга (его мы произведём за неделю, а это огромный труд) будет уже произведён и доведён до сведения. Срыва подписки не будет: с 1 апреля можно будет подписаться уже по новым тарифам», – таково утешительное резюме представителя регионального филиала ФГУП «Почта России».
Но почему государство перестало субсидировать «Почту России»? И в данной ситуации Марина Шишкина, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, справедливо возмущена отсутствием аргументации при отмене субсидии. «Внятных аргументов от правительства я так и не услышала, – говорит она. – Например, правительство считает, что пресса не так важна или «Почта России», к которой много претензий, плохо работает, – ни одного внятного аргумента в публичном пространстве. И это проблема не только подписки. В прошлом году у нас была ровно такая проблема розницы. Газетные киоски были приравнены нашими чиновниками к объектам нестационарной торговли без всяческого приоритета товара, который в них продаётся. Получается, в прошлом году мы в Петербурге убивали розницу, а теперь – подписку? Умрёт то поколение, что готово было сэкономить на молоке, но подписаться на газету. У нового поколения такой привычки сформировано не будет. А сама отрасль сопротивляется очень мало: между печатными изданиями нет согласия. Мы должны понимать, что население России не может получать новости только из «зомбоящика» или Интернета».