В этом году начнётся строительство двух долгожданных и важнейших для города станций метро на зелёной ветке. Они соединят Васильевский остров с Крестовским островом и Приморским районом.
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) объявил конкурс на подготовку проектной документации и подготовительные работы на участках, где запланировано строительство двух новых станций метро Невско-Василеостровской линии: «Новокрестовская» и «Улица Савушкина». Срок подачи заявок на участие в тендере ограничен 10 апреля. 17 апреля произойдёт отбор участников, а 22 апреля будут подведены итоги.
Победитель конкурса должен провести все работы не дороже чем за 188,8 млн. рублей – такова цена контракта, согласно условиям тендера.
Не секрет, что конечная стоимость «Новокрестовской» гораздо выше, чем «Улицы Савушкина»: для строительства метро недалеко от стадиона требуется намыв новых территорий, а это, по предварительным оценкам, обойдётся городу в сумму, превышающую 1,3 млрд. рублей.
Тем не менее «Новокрестовскую» планируют построить уже в 2017 году, а намыв, который будет также использоваться для опор центрального участка ЗСД, осуществить к 2016 году. Сроки не могут отодвигаться, так как в 2018 году Санкт-Петербург будет принимать чемпионат мира по футболу.
Сделать предстоит многое – одна только площадь намывной территории составит 16,6 гектара. Проектно-изыскательские работы на объекте уже ведёт ЗАО «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство» (стоимость контракта – 50 млн. рублей).
Проходку планируют осуществить большим щитом «Herrenknecht», диаметром 10,4 метра. Предполагается трёхплатформная станция: одна островная платформа и две боковые. Задача, которую ставят перед метростроевцами, очень сложная. Особенно их волнуют стахановские темпы строительства и тот факт, что за два года (с 2016-го по 2018-й) грунт на намывных территориях может не осесть полностью, а значит, сооружение станционного комплекса связано с риском.
Напомним, что станцию метро «Стадион имени Кирова» планировали ещё в Советском Союзе, но потом в связи с нехваткой средств проект заморозили на долгие годы и вспомнили о нём, лишь после того как Российская Федерация получила право проведения чемпионата мира по футболу. Кстати, в советское время намывные территории как часть проекта воспринимались с не меньшим опасением.
Что касается «Улицы Савушкина», которая потом получит название «Беговая» (24 декабря 2013 года Топонимическая комиссия Санкт-Петербурга одобрила изменение проектного названия станции на «Беговая»), то, согласно условиям конкурса, подготовительные работы будут вестись на участке между улицами Мебельной и Оптиков: там выроют котлован, на месте которого потом построят вестибюль. Вообще планируются два выхода и два вестибюля: один – на пересечении Туристской улицы и Приморского шоссе, а второй – на пересечении опять же Туристской улицы и улицы Савушкина. Рядом располагается ТРЦ «Меркурий». Станция на улице Савушкина будет повторять конструктивные решения станции «Дунайская» и несколько лет выполнять функции конечной, пока не построят «Туристскую» и «Планерную». Произойдёт это не раньше 2020 года: «Туристскую» построят недалеко от ж/д платформы «Яхтенная», а «Планерная» (проектное название «Зоопарк») предположительно появится на пересечении Планерной улицы с Шуваловским проспектом. Проектирование этих станций к концу 2013 года должен был завершить «Ленметрогипротранс». Городские власти собираются на обоих участках, где будет вестись строительство, заранее расторгнуть договоры с арендаторами. По данным КУГИ, арендатором участка будущей станции «Яхтенная» сейчас является ООО «Виктория», а на месте станции «Зоопарк» землю пока арендует ООО «Триада».
На территории будущих станций «Новокрестовская» и «Улица Савушкина» земля «чистая», никаких арендаторов нет, и город является там стопроцентным владельцем.
Строительство станции «Улица Савушкина», так же как и «Новокрестовской», надо завершить до начала мирового первенства в 2018 году. Ранее городские власти заявляли, что станция вступит в строй раньше «Новокрестовской», уже в 2016 году, тем более что проходческий щит удобнее запускать со стороны Приморского района. Однако в ОАО «Метрострой» отнеслись тогда к подобным планам скептически и объяснили: сроки слишком сжатые, а вводить надо обе станции одновременно. Теоретически можно было бы запустить сразу два щита, с севера и юга, но тут всё упирается в финансирование, а денег из федерального бюджета на строительство петербургской подземки могут и не дать – вопрос ещё не решён.
Сколько всё это стоит? Оценки приблизительные, и точная смета не оглашалась. Ранее вице-губернатор Петербурга Марат Оганесян, курирующий строительный блок, сообщал, что возведение двух станций может обойтись в 24 млрд. рублей. Городские власти надеются, что около половины этой суммы выделят из общероссийской казны. Наверняка на конечную стоимость столь масштабного проекта повлияет нынешняя слабость рубля, но как именно, пока не знает никто.