Инвестиционную привлекательность нового субъекта Российской Федерации комментирует Оксана ДМИТРИЕВА, первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам, доктор экономических наук, профессор.
- Инвестиционная привлекательность – это далеко не решающий фактор, определяющий на данном этапе размер инвестиций в Крым. Здесь присутствуют ещё много разных факторов: и геополитических, и военно-стратегических, и исторических.
Что касается экономической стороны вопроса, то в обозримом будущем львиная доля инвестиций должна быть направлена в инфраструктуру. В Крыму будет иметь место переориентация транспортных потоков, энергоснабжения.Всё это требует вложений – в инфраструктуру, дороги, транспорт…
Это же связь с Россией, переориентация на российского потребителя и российских поставщиков. А окупаемость инфраструктурных инвестиций имеет косвенный и долгосрочный характер, через развитие экономики в целом. Поэтому очевидно, что в обозримом будущем, в ближайшие несколько лет, они не смогут окупиться.
А в перспективе это будет зависеть от многих факторов и прежде всего от экономического развития России.
Что касается частных инвестиций, то наиболее привлекательные сектора – это туризм, рекреационные услуги, недвижимость. При этом важно не задавить и не вытеснить местный малый бизнес, который в Крыму развит достаточно хорошо.
Насколько мне известно, законодательство Украины по малому бизнесу в целом и применительно к Крыму в частности достаточно простое и прозрачное; ставки ниже по специальным налоговым режимам, чем в России. Есть позиции, над которыми мы давно бились, но внедрить их в российское законодательство так и не смогли. Например, встроенный НДС в единый налог по упрощённой системе налогообложения. На Украине в единый налог включается НДС, и по выбору можно платить НДС в составе единого налога или отдельно.
Эти преимущества следует сохранить, что можно сделать в случае создания особого налогового режима.
И ещё. Мне очень понравилась идея, которую выдвинул вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев: «Крым – как шанс». Например, в том, что касается законодательства по малому бизнесу, мы можем многое перенять именно у Крыма. Там в налогообложении есть много ставок и механизмов, включения которых мы давно добивались для России и пока не смогли продавить.
Полагаю, и в социальном законодательстве Крыма есть отдельные элементы, которые не грех бы пересадить и на российскую почву. Так, на Украине принят закон о детях войны, который у нас совсем недавно был отклонён. Там действует закон о научной и научно-технической деятельности, согласно которому статус научных и научно-педагогических работников фактически приравнен к статусу государственных служащих, и пенсия у них составляет 80% от их заработной платы.
Видимо, ещё и поэтому сейчас не все молодые крымчане рвутся в Россию. Ведь там в этих вузах у педагогического коллектива, у научных работников была относительно неплохая зарплата и, соответственно, пенсионное обеспечение.
России при её финансовых возможностях, гораздо более высоком уровне заработной платы и пенсий имеет смысл перенять у Крыма и отдельные положительные элементы в законодательстве. Если это могла себе позволить страна с существенно меньшими возможностями, то мы в России тем более можем себе это позволить.
Что касается малого бизнеса и законодательства нужно быть чрезвычайно осторожными. Вообще на Украине в целом всё законодательство проще, понятнее, прозрачнее, а у нас оно, по-моему, специально излишне запутано и усложнено.