После возвращения Крыма в состав России США и ЕС непрерывно грозят нашей стране жёсткими экономическими санкциями. Что же Россия может противопоставить всем этим угрозам Запада? Об этом «АН» рассказал известный бизнесмен Борис ТИТОВ – уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей, председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
- Борис Юрьевич, судя по вашим последним выступлениям, вашу позицию по поводу санкций против России со стороны ЕС и США можно выразить пословицей «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Мы просто обязаны для выживания реально повернуться к несырьевым секторам нашей экономики. Но, если предположить худший вариант развития событий, полную экономическую изоляцию со стороны ЕС, США и, скажем так, сочувствующих стран, – хватит ли у нас для этого поворота ресурсов? Специалистов, технологий, финансов, инноваций?
– Считаю, что для пессимистичных прогнозов оснований пока нет. Мы восстановили историческую справедливость, воссоединились с частью русских земель. Экономическая изоляция России, прежде всего, невозможна, а во-вторых, ещё и невыгодна самим западным странам. Считаю, что вполне реально избежать эскалации конфронтации и постепенно вернуться к глобальному сотрудничеству, прежде всего в экономической сфере.
При самых радикальных действиях со стороны США и ЕС нет никаких предпосылок для паники. Мы живём в реалиях глобальной экономики, а это значит, что у США и ЕС нет монополии на поставку технологий, товаров и заёмных средств. Если говорить о финансах, то наше положение вполне устойчиво. Да и, прямо скажем, за пределами США и Европы денег больше, чем в них. Китайские, индийские, арабские инвестиции легко заменят западные. Главное, чтобы наше предложение было достаточно выгодно.
Технологии и инновации – тоже не проблема. Главное, чтобы было выгодно реализовывать их именно в России. Основная ошибка нашей политики развития инноваций – мы вкладываемся в развитие технологий, но ничего не делаем для развития производственной базы, которая бы востребовала эти технологии. В результате мы создаём технологии за свои деньги, а применяются они в основном на западных производственных площадках. Это всё равно что выращивать яблоки на яблоне, ветви которой свисают в соседский сад, куда потом и падают яблоки. Так что и тут главное – развитие производственного сектора.
Наибольшая проблема – специалисты. Мы долгое время не готовили многие специальности. Особенно просело среднее специальное образование. Так что это серьёзный повод для государства – посмотреть в эту сторону и с помощью частно-государственных партнёрских программ переформатировать наше образование, сделать его отвечающим потребностям времени и ликвидировать нехватку специалистов в тех или иных отраслях.
– Вы говорите: «Нужно сделать ведение бизнеса в России делом простым, удобным, выгодным и безопасным. Стране нужна новая промышленная политика, интересам роста экономики должны служить денежно-кредитная, тарифная, налоговая политика государства». Возможно ли в принципе это сочетание – простые и удобные правила для бизнеса и всеобщая мобилизация в состоянии холодной экономической войны?
– Холодная экономическая война – это пока всего лишь слова, и, дай бог, до неё не дойдёт. Пока масштаб санкций не впечатляет. Они носят скорее политический характер, и если этим ограничиться, то можно говорить, что наше право на Крым де-факто признано. Но даже если санкции западных стран всё же перейдут в экономическую плоскость и будут достаточно масштабными, то у России есть все возможности, чтобы пережить их, не скатываясь в административно-командную систему.
Будем разумными и посмотрим на тот же Китай, который проводит вполне капиталистическую политику, развивает частное предпринимательство и при этом проводит независимую внешнюю политику. Соответственно, никакого противоречия между развитием предпринимательства в стране и ситуацией «холодной экономической войны», как вы это называете, не существует. Напротив, если мы окажемся в ситуации экономической конфронтации с США и Европой, то только мощный частный сектор, развитая конкурентная экономика с объёмным товарным производством позволят нам успешно пережить этот период.
– Вы наверняка сравнивали и анализировали правила и законы ведения бизнеса в России и на Украине – насколько серьёзны различия, какие «приятные» и «неприятные» открытия ждут крымских предпринимателей в процессе перехода на наши правила игры? Мягко говоря, нет ли опасности «холодного душа» после патриотической эйфории воссоединения?
– На самом деле крайне мало российских нормативов отличается от Украины в худшую сторону. Могу сказать, что крымский бизнес, как и любой другой, прежде всего ждёт от новой власти чётких, ясных и честных правил игры. Пусть и не идеальные, но такие правила игры в России есть, а, значит, проблем с адаптацией крымского бизнеса к нашим реалиям не возникнет. Самая большая проблема, которую с ходу не решить, – это вопрос кадастрирования и земельных прав. Но понемногу и он будет решён. Позитивным сигналом для бизнеса служит заявления правительства Крыма, что процесс перерегистрации фирм и прав собственности будет выполняться за счёт бюджета.
Вообще украинская экономика по сравнению с российской была более закрытой, непрозрачной, и, прямо скажем, коррумпированной. Так что даже если у крымского бизнеса возникнут небольшие административные издержки при смене юрисдикции, то они с лихвой будут покрыты новыми возможностями, которые появились у него после воссоединения Крыма с Россией. А возможности эти будут велики. Ведь, скорее всего, Крым сделают особой экономической зоной со специальным налоговым, тарифным и иным регулированием. Не исключено, что именно в Крыму наше правительство всё-таки решится опробовать давно предлагаемый ему бизнес-сообществом пакет мер по развитию несырьевого сектора, который впоследствии можно будет имплицировать уже на всей территории России.
– Мы понимаем, что сейчас «фактор Крыма» играет основополагающую роль во всей внешней и внутренней политике России. Но всё же, исходя из ваших задач помощи бизнесу, на какую насущную проблему, напрямую не связанную с этим фактором, вы бы сейчас обратили внимание правительства и законодателей?
– Всё же самое главное – это реализация полноценной промышленной политики и подчинение её интересам всех других аспектов экономической политики (налоговой, тарифной, денежно-кредитной) её интересам. Этой политике можно задать совершенно конкретный KPI – создание высокопроизводительных рабочих мест, а значит, чётко отслеживать успешность её реализации. Можно много говорить о её параметрах. Основные я неоднократно называл: снижение налогов на производство, тарифы на услуги естественных монополий на уровне инфляции или даже по принципу «инфляция минус» (сейчас «инфляция плюс»), удешевление денег в России, стимулирование создания новых производств и новых рабочих мест.
Мнение
Инвесторы побегут в Крым весело и радостно
Михаил Хазин, экономист, публицист, президент компании экспертного консультирования «Неокон»:
– Крым – это место, куда в расчёте на увеличение туристического потока можно вложить просто бешеные деньги, и никакие «подводные камни» нас там не ждут. У нас в стране 80% населения не имеет заграничных паспортов, и в тёплое время, кроме Анапы и Сочи, им некуда было поехать. Но теперь у нас появился Крым!
Государству нужно приложить минимальные усилия для того, чтобы эти люди туда поехали. А инвесторы побегут в Крым весело и радостно, потому что не так-то много в нашей современной жизни мест, куда можно с прибылью вложить деньги.