После того, как Владимир Путин мастерски разыграл «крымскую партию» и молниеносно, без выстрелов, присоединил Крым к России, наступает время ответного хода Запада. Проявив неспособность выработать единый пакет действенных мер в отношении России, обусловленную во многом разницей экономической зависимости отдельных западных стран от Москвы, Брюссель и Вашингтон всё же не намерены спускать на тормозах столь унизительное поражение от «автократа» Путина.
Это понятно: президент России не только срывает «триумф демократии» на Украине, но и наносит сильный имиджевый удар по Западу в целом, заставляя многих задуматься о дальнейшем снижении потенциала США и ЕС в плане влияния на международные процессы.
Почему Западу так необходимо отомстить России
Особым моментом здесь является то, что в ходе краткой и почти бескровной Крымской кампании Москва с точки зрения Запада денонсировала прежние стратегические договоренности «позднего» Горбачева и «молодого» Ельцина. Среди них – положения Будапештского меморандума 1994 г. по Украине, подписанные с российской стороной ведущими западными государствами. Согласно отдельным статьям этого и некоторых других документов, стороны фактически гарантировали Киеву территориальную целостность в обмен на отказ от ядерного оружия, которое должно было быть вывезено в Россию.
А это крайне важный с точки зрения дальнейшей дееспособности Запада момент. Ведь если они не смогут заставить Россию заплатить за случившееся и гарантировать отказ от подобных действий впредь, подобные примеры могут оказаться заразительны и для других крупных государств, включая Китай.
В этой связи и Брюсселю, и Вашингтону необходимо избавиться от подобных и все чаще проявляющихся комплексов. Однако здесь наблюдаются мучительные противоречия между «историческими» комплексами собственного «ослабления» перед «агрессивной» Россией, и нежеланием признавать очевидную истину относительного потери своего прежнего влияния в мире. Подобный конфликт желаний, интересов и возможностей в данном случае может лишь привести к совершению Брюсселем и Вашингтоном новых фатальных ошибок.
Тем не менее, они все же пытаются заставить Россию, а значит, и другие государства играть по старым западным правилам. В данном случае они не могут добиться своих целей военным путем хотя бы потому, что Россия – не Ливия, и в её арсенале достаточно средств, чтобы достойно отразить любые враждебные действия.
Как это уже бывало в истории «ранних» отношений между Западом и большими странами вроде СССР или Китая на современном этапе, которые ему не удалось подчинить военной силой или экономически, наступила продолжительная эпоха «булавочных уколов» наиболее уязвимых мест России.
В силу различных причин отношение Запада к крымской проблеме не едино и число желающих принять реальное участие в подобной игре не так много. В первую очередь, это «классическая» антироссийская западная тройка в лице США, Великобритании и Франции. Их действия можно распределить на политические и экономические, «ближнего» и «дальнего» порядка.
США попытаются выдавить российских военных из Таджикистана
К числу происков Запада в ближнем окружении России необходимо отметить его активизацию в ряде важных для Кремля стран из числа бывших советских республик. К ним относится и Таджикистан. Не случайно, что официальный Душанбе «вдруг» признал незаконными прежние инвестиционные сделки на своей территории с олигархом Дмитрием Фирташем, люди которого сыграли очень важную роль в присоединении Крыма к России и который ранее во многом и обеспечивал реализацию газовых сделок по схеме РФ-Украина-ЕС через компанию «Росукрэнерго».
С другой стороны, США в последнее время также пытаются уменьшить через Таджикистан влияние России в Центральной Азии путем выдавливания российских войск из таджикистанских баз.
В первую очередь, речь идет о возможном перебазировании беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) Predator и Reaper на аэродромы Айни или Куляб. Речь об этом зашла после посещения 25 февраля Душанбе группой высокопоставленных чиновников США, включая помощника государственного секретаря Ричарда Роуланда.
Формально это объясняется тем, что США нуждаются в соответствующих военных объектах на территории Таджикистана в связи с намеченным на конец 2014 г. выводом американских войск из Афганистана.
Разумеется, американская администрация не может допустить здесь повторения вьетнамского сценария и «запасные аэродромы» в Таджикистане помогут ей, с одной стороны, избежать чрезмерно поспешного вывода войск, сопровождаемого неизбежной в таких случаях потерей ценного военного имущества. А с другой стороны, это позволит военным США с помощью БПЛА держать ситуацию в регионе под своим постоянным прицелом и воздействовать на нее в случае развития неблагоприятных сценариев.
Еще одним важным моментом служит то, что переговоры между Вашингтоном и Кабулом относительно реализации в Афганистане мер безопасности после ухода американских войск зашли в тупик. В немалой степени это вызвано рейдами американских БПЛА, в ходе которых погибли сотни и даже тысячи мирных афганских и пакистанских граждан, во многом и привели к заметным осложнениям и с Кабулом, и с Исламабадом.
Между тем, для России неприятности из-за вероятного появления здесь американских БПЛА состоит в том, что российские беспилотники «Застава», «Гранат» и «Наводчик» уже размещены на базе в Кулябе, на которую претендуют США.
Учитывая тот факт, что последние события на Украине вызвали заметное охлаждение в американо-российских отношениях, весьма сомнительно, что военные двух стран, к тому же оперирующие современными БПЛА, смогут опровергнуть поговорку, согласно которой два медведя не могут ужиться в одной берлоге.
Следует заметить, что размещая беспилотники в Таджикистане, США убивают сразу нескольких зайцев. Например, это также позволит наказать Индию за ее поддержку России в «Крымском кризисе». Следует напомнить о том, что еще совсем недавно индийская сторона претендовала на получение аренды базы Айни для своей боевой авиации.
И, наконец, военные США рассчитывают использовать таджикистанские военно-воздушные базы для воздушного мониторинга объектов ядерной отрасли и стратегического арсенала Пакистана.
Еще одним пострадавшим от реализации подобной сделки можно считать Китай, который также последние годы вел поединок за получение вышеупомянутых военных объектов в Таджикистане, и который пытался не допустить укрепления в этой стране американских военных, опасаясь, что их появление создаст препоны для его экспансионистских устремлений в регионе.
Следует особо заметить, что пока у США вырисовываются перспективы для размещения подобных летательных аппаратов из стран Центральной Азии только в Таджикистане. Например, в прошлом году Россия разными способами добилась заметного сокращения американского военного присутствия в соседней Киргизии, где, как и в Таджикистане, находятся её военные объекты, включая военно-воздушные базы.
В свою очередь, Узбекистан, как и Туркменистан, отказались от соответствующих настойчивых американских предложений. С одной стороны, их лидеры опасаются усиления оппозиции в случае появления и расширения здесь военного присутствия США. Также они не могут не учитывать мнение соседнего Китая. Последний не желает видеть базы БПЛА Predator и Reaper у своих границ, резонно опасаясь, что эти машины с радиусом действия в две тысячи километров, да еще и обладающие возможностью наносить воздушные удары, будут представлять серьезную опасность для китайских ядерных объектов, расположенных на Западе КНР, в том числе в районе Лоб-Нора.
«Порка» для Башара Асада
Не в последнюю очередь, отыграться они могут именно на сирийском режиме Башара Асада. В последние месяцы произошла некоторая трансформация в оценке Запада происходящего в Сирии, власти которой противостоят «исламскому Интернационалу», враждебного в том числе и Западу. Однако в связи с событиями на Украине акценты Белого дома снова поменялись. Ради того, чтобы хоть как-то наказать Россию за «крымскую наглость», Запад вновь демонстрирует готовность отыграться на её «меньших братьях», включая Башара Асада.
Важным индикатором относительно «падения акций официального Дамаска» в США стало то, что сразу после крымского референдума Вашингтон предписал сирийским дипломатам покинуть американскую территорию. Кроме того, ведущие страны Запада пригрозили исключить Россию из процесса по наблюдению за уничтожением сирийского химического арсенала.
И хотя пока речь о развязывании боевых действий против Сирии не идет, это может стать реальностью уже в этом году после того, как сирийский режим лишится своего химического арсенала или, по крайней мере, значительной его части.
Для этого, например, может быть использован способ дистанционной атаки крылатыми ракетами « томагавк», что позволит с высокой степенью гарантии не столько поразить ключевые военные объекты данной страны, сколько продемонстрировать уязвимость данного союзника Владимира Путина и наглядно показать, что его возможности по защите союзников довольно эфимерны. А это, в свою очередь, должно стать красноречивым уроком для тех, кто пожелает перейти «под руку московского государя».
Путин и олигархи
Запад может дополнительно расширить санкции в отношении крупных российских бизнесменов и компаний. Соответствующая тенденция уже наметилась на примере введения последних санкций в отношении близкимих к Владимиру Путину олигархов новой волны, включая Геннадия Тимченко и братьев Роттенбергов.
Важным моментом здесь служит то, что ограничительные меры пока не затрагивали крупнейших функционеров режима и стратегически важный для Кремля энергетический сектор, где лидирующие позиции занимают Алексей Миллер и Игорь Сечин.
Подобный выбор действий неслучаен: тем самым Запад пытается вбить клин между олигархами и представителями правящего режима, рассчитывая на то, что первые окажут давление на Владимира Путина как минимум остановиться на «завоевании» Крыма и не трогать Юго-Восток Украины, и, тем более «мать городов русских» - Киев.
Учитывая тот факт, что Запад для таких лиц служит необходимой площадкой для зарабатывания больших денег, а до недавнего времени и дальнейшей реализации вложений, угроза эта становится все более осязаемой. Расчет состоит в том, что она будет вынуждать Владимира Путина делать им такие «отступные» или «компенсационные» за потери для их бизнеса, что это станет в конечном итоге болезненным бременем для бюджета РФ.
Российскиекомпании
В том же духе необходимо рассматривать и ожидающиеся проблемы для крупных российских компаний за рубежом, сделки которых теперь также будут в еще большей степени находиться под ударом Запада.
Не случайно, что в разгар кризиса на Украине пришли сообщения о новых терниях для бизнеса компании «Росзарубежводстрой» в Нигере, где она через субподрядчиков, представленных в том числе компаниями из арабских стран Персидского залива строила плотину «Кандаджи».
Сведения о том, что нигерские власти лишили российскую сторону этого контракта, пришли еще в начале сентября 2013 г. Однако сейчас стало известно, что аравийские субподрядчики, также лишившиеся в результате этого контракта, не намерены так просто забыть о том, что случилось и при этом числе выражают серьезные претензии в адрес россиян. А это в том числе является «приветом» России от руководства Франции, имеющего по-прежнему огромное влияние как на лидеров Нигера, одной из бывших её колоний, так и на ряд арабских государств Персидского залива, особенно Катар и ОАЭ.
Сотрудничество в правоохранительной сфере
И, наконец, власти западных государств, в частности, Франции, готовы продемонстрировать России способность ограничить взаимное сотрудничество в правоохранительной сфере. Эти меры могут коснуться и выдачи Москве тех или иных лиц, относительно экстрадиции которых уже имелись договоренности.
Так, например, Париж не исключает того, что России будет отказано в выдаче бывшего первого вице-премьера Московской области Алексея Кузнецова. Французская сторона намекает на то, что кассационный суд в последней инстанции при рассмотрении жалобы этого бывшего российского чиновника относительно его экстрадиции в РФ может принять решение в пользу последнего.
Согласно французским источникам, его арестовали в Сан-Тропе в июле прошлого года по обвинению в присвоении миллиардов рублей государственных денег, инвестировав их в частные предприятия в период с 2000 по 2008 год и якобы в том ему могла, согласно тем же каналам, помогать его русско-американской жены Жанны Буллок.
По информации из Парижа, высокопоставленный офицер ФСБ А.Ф. якобы дал показания против Кузнецова в суде в Экс-ан-Прованс в декабре прошлого года. После этого французские судебные власти, согласно данным из Парижа, и приняли решение относительно его экстрадиции, которое бывший чиновник отчаянно пытается оспорить.
Основанием для отказа в выдаче бывшего российского чиновника может стать то, что по данным французских источников, его дело якобы ведет видный офицер ФСБ А.Ф., ранее занимавшийся расследованиями финансовых нарушений, допускавшихся некоторыми российскими олигархами и их людьми, которых зачастую на Западе считают едва ли не «невинно пострадавшими».
В их числе они указывают дело «Аэрофлота», связанное с деятельностью Бориса Березовского и гендиректора авиакомпании Николая Глушкова. Также упоминаются в этой связи имена Михаила Ходорковского и одной из его ведущих юристов Любови Благошиной.
Французские источники особо указывают на то, что «ведущий» дело Кузнецова высокопоставленный офицер может быть близок к самому Владимиру Путину, а также «его» олигарху Аркадию Роттенбергу, в отношении которого Запад готов расширить санкции.
Однако французской стороне в данном случае необходимо как следует взвесить все «за» и «против». Следует напомнить, что дело Кузнецова тянулось уже не один год, и решение относительно его экстрадиции было принято в январе после выраженной Москвой готовности «обменять» его на освобождение якобы арестованного незадолго до этого французского гражданина Эрика Кокини. И в случае задержки реализации сделки это может отразиться и на этом обмене.
Следует отметить, что действительно серьезного, непоправимого, а значит «неприемлемого» для России ущерба все эти действия нанести не могут. Однако каждое из них, как по отдельности, так и вместе, оказывает заметное негативное влияние на процесс политического диалога, возможности для осуществления которого будут дополнительно ограничиваться в результате ответных ассимитричных действий со стороны России.