В очередной раз прошёл митинг против строительства на месте «Блокадной подстанции» современного апарт-отеля. А неделю назад городской комитет по охране памятников выдал предписание провести на этом месте специальную экспертизу, чтобы выяснить справедливость экспертизы другой, которую провели эксперты ВООПИиК.
На первый взгляд здание ничем непримечательно – обычная постройка советского времени. Но любой ценитель или просто интересующийся историей архитектуры сразу поймёт: перед ним образчик советского довоенного конструктивизма. Продуманные формы и объёмы, скромная эстетика, изысканный функционализм – всё это можно найти по адресу: набережная реки Фонтанки, дом 3. Его возвели в начале 30-х годов по проекту архитектора Раисы Кохановой. Здание изначально предназначалось для размещения в нём тяговой подстанции.
Эксперты всегда обращали внимание на этот объект, потому что он является не просто конструктивистским, он ещё и редкий в нашем городе пример так называемой супрематической архитектуры. Действительно, если посмотреть на здание с противоположного берега Фонтанки, можно рассмотреть чётко продуманные сочетания объёмов, напоминающие то, что в своих работах создавал Малевич.
Подстанция идеально вписывается в окружающий ландшафт: здание не доминирует и не контрастирует со стоящим рядом цирком. Расположенный с другой стороны современный жилой дом удивительным образом не лезет на первый план и смотрится очень гармонично на том участке. Таким образом, подстанция как бы связывает разные временные платы.
Кстати, похожие здания производственного назначения – а конструктивизм во всей Европе несколько десятилетий считался передовым направлением – есть во многих странах Европы, в том числе в соседней Финляндии (Котка, Тампере, пригороды Хельсинки), и там к ним относятся с неизменным тщанием, оберегая от любого вмешательства и тем более от разрушения. Зачем? Затем, что это – культура, цивилизованное отношение к городскому пространству.
Но дело не только в архитектурных достоинствах здания на набережной Фонтанки.
В годы Великой Отечественной войны это сооружение питало грузовые и пассажирские трамваи в Ленинграде. Тогда трамвайные пути соединяли все районы, поэтому в осаждённом городе трамвай стал основным средством передвижения. Во время блокады после долгих месяцев бездействия зимой
1941–1942 годов эта подстанция дала энергию в сеть и позволила 7 марта 1942 года вновь пустить грузовые трамваи, а с 15 апреля 1942 года – возобновить регулярное движение. Так трамваи в блокадном Ленинграде стали символом возрождения, а сама подстанция в сознании многих блокадников была одним из символов стойкости и победы. Но подобные «сантименты» чужды инвесторам, которые собираются подстанцию снести, а на её месте построить 6-этажный апарт-отель.
Речь идёт о всемогущей «Группе ЛСР», подконтрольной бывшему сенатору и вице-губернатору Петербурга Андрею Молчанову. Генеральным директором компании сегодня является Александр Вахмистров, в прошлом глава строительного комитета и также вице-губернатор города.
Итак, «Группа-ЛСР» вознамерилась обозначиться на историческом месте. Понятно, что здание, которое собираются возвести инвесторы, будет выделяться, и вместо скромной эстетики мы, скорее всего, получим, как минимум, весьма заметный объект.
Стоит отметить, что участок нынешние хозяева выкупили в 2013 году у другого инвестора – ООО «Роял Гарденс отель» (тоже планировал построить здесь гостиницу), а экспертизу, признавшую, что здание не имеет никакой ценности и его можно снести, провела некая компания «Арт-Деко». 16 декабря 2010 года Совет по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга одобрил большинством голосов снос подстанции.
Позже «Горэлектротранс», формально занимающий объект, тихой сапой снял памятную табличку, висевшую на здании, объясняя это «техническими причинами». Однако вскоре градозащитники вынудили вернуть табличку на прежнее место.
Несмотря на протесты общественников, «ЛСР-строй», входящая в «Группу ЛСР», в начале года получила разрешение Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ) на установку строительного забора по периметру «Блокадной подстанции». Другими словами, снос стал более чем реален. По сути, он мог уже начаться 11 марта, но тут вмешалось петербургское отделение Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры (ВООПИиК)
6 марта в комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) поступила историко-культурная экспертиза, выполненная ВООПИиК, о включении здания в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Заместитель председателя ВООПИиК по Петербургу Александр Кононов, который, кстати, входит в состав нынешнего совета по охране памятников, пояснил, что теперь подстанция является выявленным объектом культурного наследия до принятия окончательного решения по экспертизе.