Прошедший по «Первому» каналу в самый канун Женского дня мини-сериал «Манекенщица» не стал таким же событием культурной жизни, как другое теле-ретро «Оттепель», но все же привлек немалое к себе внимание.
Прообразом двух его главных героинь послужила легендарная Регина Збарская по прозвищу «Самое красивое оружие Кремля». Первая советская топ-модель, которая в шестидесятые — семидесятые годы прошлого века сделала для очеловечивания образа СССР на Западе куда больше, чем Майя Плисецкая, Валентина Терешкова и Ольга Корбут вместе взятые…
27 октября 1987 года наряд столичной милиции был срочно вызван в один из элитных домов вблизи «Аэропорта», чтобы зафиксировать смерть хозяйки одной из тамошних квартир. По всем внешним данным выходило, что привлекательная средних лет шатенка в очень дорогом пеньюаре покончила счеты с жизнью, наглотавшись снотворного. Но не успели милиционеры приступить к составлению протокола, как в квартире появились незваные гости. Трое мужчин с удостоверениями сотрудников Комитета Государственной безопасности, которые со словами «Это наше дело, мы его забираем у вас» сразу же приказали «ментам» немедленно убираться.
Гэбисты очень торопились. И не дождавшись ухода свидетелей, они немедленно приступили к обыску, причем старший из них все время подгонял подчиненных: «Ищите ее дневник! Если мы не найдем его, с нас погоны и головы оторвут!» Через 10 минут интенсивных поисков дневник, толстая студенческая тетрадь в черном переплете, была найдена. И, с чувством выполненного долга, сотрудники КГБ смогли покинуть квартиру, не забыв на прощание строго предупредить соседей самоубийцы, чтобы те никому и ничего не рассказывали и не общались с журналистами. И хотя в ту пору уже пышным цветом расцвела гласность, но о смерти у «Аэропорта» не рассказало ни одно отечественное издание. И только через два дня закордонный «Голос Америки» сообщил о том, что в Москве на 53-м году покончила счеты с жизнью некогда знаменитая манекенщица, визитная карточка Совесткого Союза времен разрядки и тайный агент КГБ — Регина Збарская .
Загадка, завернутая в покров тайны
Знаменитый кутюрье Вячеслав Зайцев, который без протекции благоволившей к нему «королевы Регины» вряд ли бы смог прорваться в мир моды, как-то назвал свою благодетельницу «большой загадкой, завернутой под покровом тайны». Что-что, а тайн в жизни Збарской было много. Неприлично много для советского человека тех лет. Взять хотя бы ее происхождение: своим многочисленным западным любовникам она представлялась, как дитя страстной и запретной любви между советской акробаткой и хорватским гимнастом, которую родители- видимо, большие экстремалы - зачали прямо под куполом ленинградского цирка в начале 1937-го. И оттуда через год они якобы сделали роковой шаг вниз, когда увидели конвой сотрудников НКВД, пришедший их забирать.
Для московских поклонников, которых было не меньше, чем иностранцев у Збарской, она была принцессой - правнучкой черногорского короля Николы Негоша. Мол, отсюда и столь необычная для русской внешность, огромные глаза и имя , которое на латыни значило «королева». В реальной же жизни, то есть по официальным документам она значилась Региной Колесниковой - дочерью полкового интенданта и учительницей русской языка, появившейся на свет в тихой, провинциальной Вологде в марте 1935 года.
Можно было бы взять этот третий вариант за отправную точку нашей истории, если бы не одно «но». Западные биографы русской красавицы по сей день уверены, что история с интендантской дочкой всего лишь прикрытие. На самом деле, мол, родители Регины были кадровыми разведчиками, провалившимися на Западе и сосланными из-за этого в Вологду. И в этой глуши, чтобы хоть как-то задобрить руководство, Колесников-старший принялся готовить из единственной дочери — суперагентессу. А иначе, чем объяснить тот факт, что к окончанию средней школы Регина знала в совершенстве английский, немецкий и французский, имела на счету 50 прыжков с парашютом, выиграла первенство области по биатлону, и была кандидатом в мастеро по самбо?! И при этом будучи невероятно привлекательной девушкой так ни разу не ходила ни на одно свидание!
Однако пойти по линии разведки ей, согласно западной версии, помешало… падение Лаврентия Берии. 26 июня 1953 года — на следующий день после последнего школьного экзамена Регины - всесильного шефа Лубянки то ли арестовали на заседании Политбюро в Кремле, то ли пристрелили при штурме его московской резиденции. Вслед за ним уволили тысячи сотрудников Центрального Аппарата, кто вполне мог оказать протекцию дочери их невинно репрессированного соратника. Вот так из-за партийных дрязг и борьбы за власть наследников Сталина СССР лишился потенциальной Маты Хари. Но это был тот случай, о котором обычно говорят : что ни делается, то к лучшему!
Демонстраторша одежды
Итак, рыжеволосая красавица появилась в столице, только что отошедшей от переворота, в июле 1953-го года. Судя по всему, какие-то связи в органах у ее отца остались, потому что только поддержкой сверху можно было объяснить тот факт, что скромная провинциалка с первой попытки поступила в престижный ВГИК с конкурсом — 100 человек на место. Поступила, правда, не на актерское отделение, а на куда менее престижное — экономическое. Там готовили будущих директоров картин и бухгалтеров кинопроизводства (между прочим, Колесникова еще и была победительницей городской олимпиады по математике и с невероятной легкостью умножала шестизначные цифры).
Неудивительно, что девушку с такими талантами и здоровым авантюризмом органы решили использовать в качестве осведомителя — сексота. А иначе, как девушка из патриархальной Вологды - первокурсница ВГИК за считанные месяцы смогла бы стать своей, как в среде столичной золотой молодежи, так и в единственном в СССР Доме Моделей на Кузнецком мосту, при крошечной стипендии.
Свое экономическое отделение Колесникова закончила в 1958-м году, вернее, формально закончила, потому что последние два курса она крайне редко бывала в своей «альма-матер», занимаясь куда более интересной работой: обработкой приезжающих иностранцев по заданию своих истинных хозяев. По утверждению западных источников, звездным часом агента Колесниковой стал знаменитый Шестой Всемирный Фестиваль молодежи и студентов в июле-августе 1957-го, во время которого «королева Регина» якобы завербовала около сотни будущих агентов советского влияния в Европе и третьем мире. Если это так, то Регина обладала просто невероятной работоспособностью. Представляете: очаровать и завербовать сто здоровых парней всего за 15 дней!
И вот спустя год после тех событий, Регина Колесникова уже с дипломом (естественно, красным) находит себе первую в жизни работу. Но не на студии «Мосфильм», а в том самом Доме Моделей на Кузнецком мосту. А надо заметить, что в ту вроде страшно далекую и одновременно стремительно приближающуюся к нам пору — в Советском Союзе не существовало профессии «манекенщица». Но в перечне работ, установленном тогдашним Трудовым Кодексом, значалась должность демонстратора одежды, которая приравнивалась к ставке рабочего 5 -го разряда. Иными словами — 80 рублей в месяц, и это за ненормированный, порой 14-часовой рабочий день при полном отсутствии нормального питания в обстановке постоянных интриг и ежедневных склок. К тому же за этой работенкой всегда волочился шлейф из всевозможных слухов и сплетен.
Демонстраторш одежды за глаза все называли потаскухами, которые делают свою карьеру с помощью постели. Когда популярный актер Никита Михалков решил познакомить будущую жену - Татьяну Шигаеву со своими знаменитыми родителями и родственниками, он строго-настрого запретил ей рассказывать о работе демонстраторшей, опасаясь, как бы его близкие не сочли девушку проституткой. Точно также общественное мнение было настроено и против демонстраторов -мужчин. После выхода в свет комедии «Брильянтовая рука» с Лёликом — Мироновым (помните знаменитую фразу: легким движением руки брюки превращаются, превращаются брюки), они вообще стали всеобщим посмешищем!
Вот при такой обстановке Регина Колесникова и начала работать в качестве ведущей модели, хотя и имела весьма существенный для представительниц этой профессии недостаток — слишком уж кривые ноги. Но поскольку советские демонстраторы одежды никогда бикини не рекламировали, а на подиуме всегда появились в юбках ниже колен, то этот изъян почти совсем не отразился на ее карьере. Наоборот, он только прибавил ей столь недостающего для советской девушки шарма. Начало модельной карьеры Регины совпало с полетом человека в космос и началом соревнования с США во всех сферах, включая легкую промышленность и моду. Дом моделей на Кузнецком неожиданно стал выездным, и перешел под контроль органов, тем более, что Лубянка была всего в двух минутах ходьбы.
Весной 1961-го года на самом верху было решено провести первую в истории неделю советской моды, не где-нибудь, а в самом Париже. Посему из сотни демонстраторш были отобраны десять самых лучших, среди которых оказалась и Колесникова. Правда, перед тем, как послать ее за границу органы решили перестраховаться и выдать ее замуж. Поскольку в ту пору Регина была страстно увлечена популярным художником — Львом Збарским, то гэбисты решили срочно поженить их. Лев поначалу встретил эту идею в штыки. Мол, почему я — сын великого академика Збарского, забальзамировавшего самого Ленина, должен жениться на провинциалке с сомнительной работой и репутацией. Но на сына академика надавили, и в апреле 1961 года он расписался с Региной. Так товарищ Колесникова превратилась в госпожу Збарскую. И когда она произвела свой первый фурор во время парижского дефиле, на следующий день одна из парижских газет вышла с аршинным заголовком «Ее свекор заморозил Ленина, а она разморозила Париж и весь Запад!» .
Из Советов с любовью
Грандиозный успех дебюта Збарской на Западе имел еще одни последствия: побудил КГБ привлечь красавицу к своей работе. Секретные службы во все времена привлекали к своей работе красивых, раскованных женщин. Одни использовали их для борьбы с врагами (как тут не вспомнить библейскую Далилу), другие для сбора информации (та же Мата Хари) , третьи в качестве медовых ловушек - для публичной дискредитации оппонентов.
«Ноу-хау» КГБ в истории со Збарской заключалось в том, что советскую манекенщицу стали использовать в качестве «секс-подарка» для нужных людей. Стоило какому-то политику поддержать очередную «мирную инициативу» из Москвы или журналисту разразиться статьей о важности разрядки , как на авансцену выходила Регина, которая должна была поблагодарить их известным женским способом. По воспоминаниям осчастливленных ею мужчин, Збарская настолько была хороша в любовных утехах, что побывавшей с ней мужчина один раз, был готов на все лишь вновь приобщиться к этому, прямо-таки неземному удовольствию. «Система Збарской» работала примерно так: девушке приказывали прибыть в спецраспорядитель КГБ, где ей подбирали новую одежду, обувь, нижнее белье и парфюм. После чего давали на руки авиабилет, небольшую сумму в валюте, и приказывали прибыть — обычно в Париж, поселиться по такому-то адресу, и следующей ночью проявить себя в полной красе перед очередной важной персоной.
Если не считать подаренного ей белья и суточных (по 10 долларов в сутки), за такую весьма энергоемкую работу Регине больше ничего не платили. Но зато она была едва ли не единственной советской женщиной, которая могла постоянно выезжать за границу и ходить повсюду в одиночку, а не втроем, как это было тогда принято!
Пьер Карден и Пабло Пикассо, Вилли Брандт и Фидель Кастро, Федерико Феллини и Ив Монтан — вот только некоторые из знаменитостей, воспользовавшиеся эти «подарком» с Лубянки. Зачарованные нестандартной красотой русской сирены, мировые знаменитости и не догадывались, что их каждое свидание с Региной фиксировалось на пленку и собиралось в спецархиве. И когда тот же Монтан в августе 1968 года осудил вторжение в Чехословакию и в знак протеста покинул ряды Французской Компартии, КГБ тотчас нанес ему ответный удар. Отправил записи его шалостей с Региной сначала безумно ревнивой жене актера — Симоне Синьоре, а потом в редакцию одного из парижских таблойдов. Скандал получился невероятный, и закончился весьма дорогостоящим для Ива разводом! Отомстили — так отомстили!
Неразборчивость в интимной жизни и ее неспособность сказать «нет» кураторам с Лубянки и привели в конце концов брак Регины к краху. Младший Збарский наотрез отказывался иметь детей от женщины, которая спала со всеми подряд, пусть даже и по приказу органов. А когда она все же забеременела, то гэбисты буквально заставили ее сделать аборт. Ведь им нужна была богиня секса, а не кормящая мать! Когда Лев Збарский узнал об этом, он попросту сбежал к более молодой и красивой - актрисе Людмиле Максаковой. А потом и вовсе на Запад. И хотя все шишки посыпались на его новую жену, но Регина восприняла бегство Льва, как собственную трагедию. Именно тогда она предприняла первую попытку самоубийства. Врачи, правда, выходили ее, но при этом пристрастили ее к антидепрессантам, что фактически поставило крест на ее модельной карьере. Ведь из-за лекарств «королева Регина» не могла и пяти метров пройти по прямой.
Сто ночей со Збарской
В 1972 году (Регине уже шел 37-й год) ее уволили из «Кузнецкого Моста» якобы за «многочисленные нарушения дисциплины». Но КГБ не оставил столь ценный кадр без работы. Уже немолодую, но не утратившую ни прежнего шарма, ни идеальной фигуры Регину стали подкладывать под приезжающих иностранцев и просто перспективных политиков ради сбора на них компромата. Ходили настойчивые слухи, что в те годы среди обработанных ею «вип-клиентов» оказался и партийный секретарь из Ставрполья. Этакий живчик с родимым пятном на голове, который страшно переживал, как бы о его измене не узнала жена Раиса. И те же злые языки утверждали, что приказ на соблазнение будущего генсека Горбачева отдал лично товарищ Андропов. Хоть Михаил Сергеевич и был земляком Юрия Владимировича, но проталкивать его наверх главный чекист не торопился , не имея на руках компромат-аморалку. Так, на всякий случай!
На новой работе комитетчики постарались создать для своего ценного и проверенного кадра идеальные по меркам тех лет условия. Ее поселили одну в трехкомнатную квартиру в одном из самых элитных районов столицы. Положили пенсию в 300 рублей и комитетский паек, позволили приобрести хоть и подержанную, но «Ауди», и главное прикрепили к знаменитой 200-й секции Гума, где тогда отоваривалась вся элита. Казалось бы только живи, да радуйся! Но Регина сама все испортила, когда увлеклась югославским журналистом по имени Костья, который прилетел в Москву собирать материалы о подготовке к Летней Олимпиаде 1980 года.
После того, как на одной из вечеринок он познакомился с Региной, планы югослава кардинально изменились. Вместо олимпийских объектов он стал проводить все время с новой знакомой. Жгучий брюнет из Белграда обещал жениться на ней и вывезти Регину в Югославию. Рассказывал о том, как они счастливо заживут в собственном доме на берегу Адриатического моря. Вот она и расслабилась, и допустила роковую для девушки ее профессии ошибку — стала рассказывать о своих предыдущих похождениях и клиентах. Но как оказалось, Костья не только слушал, но и все записывал. А потом по возвращению на Родину опубликовал скандально-эротическую книгу «Сто ночей с Региной Збарской», в котором воспроизвел все их беседы, полные антисоветских анекдотов и сплетен о жизни советской элиты.
После публикации «100 ночей» даже давние ее покровители с Лубянки отшатнулись от Збарской. Последние годы жизни Регина провела под ежечасным наблюдением органов -то одна в огромной квартире, то на лечении в психушке. И даже неожиданная смерть 51-летней женщины в 1987 -м году в результате то ли самоубийства, то ли отравления не принесла ей свободы. Кто-то наверху так боялся мертвой экс-манекенщицы, что распорядился тайно сжечь ее тело в секретном крематории в Донском. В это даже сейчас трудно поверить, но безвредную женщину сожгли в той самой печи, где в свое время избавились от тел таких злейших врагов Советской Власти, как Каменев, Зиновьев, Тухачевский, Ежов и Берия. И как не пытался тот же Зайцев найти место захоронения ее праха, но так и не смог. На все, что касается Збарской был наложен гриф «совершенно секретно».
Но на этом ее история не закончилась. Примерно три года назад на студии Мосфильм был утвержден сценарий нового сериала «Красота по-советски»,посвященного взлету и падению первой советской топ-модели с Анастасией Макеевой в главной роли. Но потом «вдруг» планы создателей картины поменялись: и вместо шпионского триллера они сняли «Манекенщицу» - слащавую историю о бедной девушке, покорившей Москву и весь мир. Роль Макеевой свели к самому минимуму, и вообще переименовали ее героиню. А зря, ведь какой мега-хит мог бы получиться из жизни «королевы Регины!