С кухни тянет дымком, и чуть пригоревшим маслом – хозяйка печет блины. Уже переливается серебром свежеочищенная селедка, облаком возвышается над плошкой сметана, пускает по потолку солнечные зайчики мед.
Широкая Масленица: весна пришла. Нужно бы замочить горстку овса, посеять его в миску, чтобы через семь недель разложить в нежной зелени веселые пасхальные яйца – вот и лето не за горами.
Но пока, сегодня надо еще снарядить Зиму в дальний путь – на Север. Пусть отдохнет, наберется сил, чтобы вернуться к нам в ноябре с пушистыми снежными одеялами, веселыми розовощекими морозами и звонким прозрачным льдом.
Прощай, Зима – у нас тебе сейчас делать нечего, ты устала, а у нас, вон, блин жаром дышит, гуляние без конца и краю, пока силы и здоровье позволяют. А чтобы ты не заблудилась, сожжем для тебя соломенное чучело Масленицы. Оно уже с понедельника стоит, дожидается. Вечером, когда стемнеет, его подожгут, запоют «Гори, гори ясно!», и под хоровод, помянув зиме все каверзы и радости, проводят в долгий дальний путь. А чтоб не вернулась, будут прыгать через догорающий костер.
Прощай, зима и прости!
Но до первой зелени, до настоящей весны еще целых пятьдесят дней ждать – пока почки да корешки силой тепла да света наберутся, придет пора в поле выходить, землю удобрять, семена сажать. А пока – наступает тихое время ждать, вспоминать, да думать.
Но перед ним, сегодня надо простить не только зиму, но и людей и себя, чтобы с чистой душой через семь недель встретить новорожденную жизнь.
***
Христиане говорят, что сегодня, накануне Великого Поста необходимо еще вспомнить о первой трагедии человечества – изгнании Адама и Евы из рая, а потом очистить свою душу – попросить прощения у всех, кого вольно или невольно обидел, простить всех, кто по злобе или неведению сделал тебе больно.
Чтобы в ближайшие семь недель – суровое время ожидания возвращения, возрождения жизни, подобно Иисусу Христу в пустыне выстоять перед всеми дьявольскими искушениями.
Легенда говорит, что христианский чин прощения первыми стали совершать египетские монахи. Они накануне Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, по-настоящему расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, прощаясь до Пасхи, монахи просили друг у друга прощения как перед смертью. И сами прощали всех. Каждый понимал, что их нынешняя встреча может быть последней.
***
«Ты постишься?, - предупредил когда-то накануне Великого Поста свою паству Иоанн Златоуст. - Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти».