Похоже, наша Олимпиада и тёплый приём в Сочи председателя КНР Си Цзиньпина произвели большое впечатление на китайцев. Недавно партийная печать Поднебесной в очередной раз объявила о ещё более тесной «стыковке» наших стран. Орган ЦК КПК газета «Жэньминь жибао» даже заявила, что сближение Китая и России демонстрирует уже не простой, а тройной стратегический эффект.
Китайцы особо подчёркивают, что в трудный момент, когда западные страны своей травлей Олимпиады в Сочи поставили Москву в тяжёлое положение, Си Цзиньпин поддержал Россию. Более того, второй год подряд наша страна стала первой в заграничных вояжах высшего руководителя Китая.
Как утверждают эксперты Поднебесной, всё это не случайно. По их мнению, сейчас в мире существует всего четыре глобальные стратегические силы: США, Евросоюз, Китай и Россия.Понятно, что первые две силы уже давно являются близкими союзниками. Однако в последнее время между ними всё чаще проявляются серьёзные разногласия. Причём их уже не удаётся скрыть за привычной дипломатической улыбкой. Примером являются недавние нецензурные высказывания помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктории Нуланд в адрес ЕС и прослушка американскими спецслужбами европейских руководителей. На этом фоне сближение Китая и России выглядит знаково. Возникает прямо-таки та самая «Большая двойка», которую ещё недавно Вашингтон предлагал создать Пекину. Только теперь место американцев занимает Москва.
По мнению аналитиков Поднебесной, такой, пусть пока официально не оформленный союз, «становится якорем стабильности». Он способен остановить вновь начинающуюся холодную войну и даже нанести «большой удар не только по США, но по всему западному миру». Звучит, конечно, очень по-милитаристски, но китайцы имеют в виду нечто другое – тот самый тройной эффект.
Эффект первый – мягкая сила. Как утверждает «Жэньминь жибао»,стратегическая близость Китая и России породила эффект мягкой силы. С её помощью наши страны бросили вызов Западу в его исключительном праве голоса в мировых делах. Не секрет, что ещё недавно ни Вашингтон, ни Брюссель не считались с нами в вопросах начала войны, к примеру в Югославии или Ливии. Москву и Пекин просто грубо посылали. Однако судьба Сирии уже сложилась по-другому – эффект налицо.
Эффект второй – геополитический. Оказывается, не только в России внимательно читают труды наших заклятых друзей. Китайцы тоже внимательно проанализировали книгу З. Бзежинского «Великая шахматная доска». Причём в Поднебесной обратили внимание на его малоизвестное в России утверждение. По мнению этого известного американского политолога польского происхождения, в случае объединения Евразии или преобладания на континенте одной силы, он весь может превратиться в настоящий гигантский мировой остров. Его будут омывать все мировые океаны. Это приведёт к тому, что до сих пор уникальное географическое положение США уже не будет являться стратегическим преимуществом. Великая Америка просто превратится в одинокий остров. Пока это звучит, может быть, и забавно, но очень образно и вполне достоверно – бывали в истории геополитические повороты и покруче.
Причём, как утверждает «Жэньминь жибао», консолидация Евразии уже началась. По словам китайских журналистов, в ходе встречи Си Цзиньпина и В. Путина в Сочи российская сторона активно прореагировала «на идею создания экономического пояса Шёлкового пути и морского Шёлкового пути». Обсуждался и вопрос создания так называемой евразийской железной дороги. Китайцы хотят пойти ещё дальше – причём размах поражает. В этом году на Саммите по воздействию и мерам доверия в Азии Пекин хочет провозгласить Евразийскую цивилизацию.Что в Поднебесной понимают под этим термином, пока до конца не ясно. Но совершенно точно понятно, что ни США, ни ЕС в это «светлое будущее» китайцы брать не намерены.
И наконец, эффект третий – международного порядка.Если отбросить всю словесную шелуху, то так китайские политологи называют правила и механизмы экономической жизни. По мнению Пекина, «западные государства после саммита «Группы 20» не сдержали данные там обещания». А обещали они в первую очередь увеличить право голоса развивающихся стран во Всемирном банке и Международном валютном фонде. Поэтому теперь вся надежда на стратегическое сближение Китая и России, которое сможет по мере реформ обеспечить настоящую справедливость в мировых финансах.