Автомобилистам могут запретить обгонять друг друга на нерегулируемых «зебрах» – даже если на переходах нет пешеходов. А пешеходов планируют «экипировать» светоотражателями: выход ночью на проезжую часть без светящихся подвесок и браслетов вот-вот станет нарушением Правил дорожного движения. К чему приведут новые поправки в ПДД?
Право на выбор – право на аварию?
17 февраля был вынесен на публичное обсуждение проект Постановления Правительства «О внесении изменений в Правила дорожного движения РФ». Цель нового документа – уменьшить число наездов на пешеходов. В ряде случаев они происходят из-за того, что участники дорожного движения имеют… право на выбор.
Что должен сделать водитель, если он подъезжает к «зебре», у которой нет светофора? ПДД (пункт 14.1) предлагают два варианта: или остановиться, или просто снизить скорость. Какой из них предпочесть, автомобилист решает сам. Если машина чуть-чуть «снизит скорость» и проедет по переходу со скоростью не 60, а 55 километров в час, ее водитель Правил не нарушит. Даже если «нечаянно» собьет пешехода.
Пункт 14.2 Правил – в его сегодняшней редакции – вообще подвергает жизнь пешехода опасности. Речь идет о распространенной ситуации: автомобиль вежливо остановился перед «зеброй» и пропустил людей, идущих по ней. Через секунду они попали под колеса другой, соседней, машины – владелец которой не посчитал нужным остановиться…
Автомобилист, сбивший пешеходов, вряд ли нарушил ПДД: Правила разрешают ему продолжать движение, если он убедился, что перед остановившейся соседней машиной нет пешеходов. Убеждение – понятие субъективное. Водитель может быть искренне убежден, что на переходе никого нет – но это не значит, что пешеходов действительно нет на «зебре».
Пешеходу же «рекомендуется» носить в темное время суток светоотражатели – чтобы автомобилисты успевали увидеть его и остановиться. Но поскольку «рекомендуется» не значит «обязательно», мало кто в нашей стране носит светящиеся браслеты и подвески. В Эстонии проблему решили просто: если пешеход в темное время суток не наденет светоотражатели и в таком виде встретится с полицейским, его ждет штраф. 200 евро. На эстонских интернет-форумах не один раз сравнивали эту цифру с размерами средней зарплаты в государстве. Но стоимость ночных прогулок без светоотражателя пока что остается прежней.
Причина смерти – вежливый водитель
На российских дорогах сложилась удивительная ситуация: водитель может сбить пешехода… в результате соблюдения Правил дорожного движения. Чтобы защитить пеших участников движения, Правительство решило скорректировать его правила. В предложенной Постановлением редакции пешеходам уже не «рекомендуется» носить светоотражатели. Они просто-напросто «должны» это делать.
«Убеждаться» в том, что на «зебре» без светофора нет пешеходов, автомобилистам в ближайшем будущем вряд ли придется. Новая редакция пункта 14.2. Правил гласит: «Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость». Иными словами, увидел, что машина в соседнем ряду остановилась перед «зеброй» - немедленно последуй ее примеру!
Безопасность на дорогах госбюджет не оплатит
В числе других исправлений – запрет на обгон на нерегулируемом пешеходном переходе (независимо от того, есть ли на нем пешеходы) и уточнение самого понятия «пешеходный переход». Новая редакция приравнивает к «зебрам» места пересечения трамвайных путей. Если вспомнить, сколько автомобилей объезжают по ним пробки и чудом избегают столкновения с трамваями, предложение Правительства можно только приветствовать.
Единственное, что смущает в пояснительной записке к проекту Постановления, - заключительная фраза: «Принятие указанного постановления Правительства Российской Федерации не повлечет необходимости увеличения расходов из бюджета Российской Федерации». Иными словами, внедрение новых правил госбюджет финансировать не собирается.
А это значит, что за светоотражатели российские пешеходы заплатят сами. Несмотря на то, что во многих странах Европы – например, в Финляндии, светящиеся подвески просто-напросто дарят гражданам.
Стеснительному пешеходу - штраф
Первый светоотражатель для пешеходов создали в 1960-х годах финские ученые. Первый закон, обязавший пешехода носить светоотражатели в темное время суток, начал действовать в 1970 году в США, в штате Канзас. Идею переняли в других странах – в том числе в Белоруссии, Литве, Эстонии и Финляндии.
13 декабря финны отмечают День святой Люсии (кстати, имя «Люсия» происходит от слова «свет»). В этот день во всех трамваях города Хельсинки пассажирам раздают светоотражатели. Их можно получить у водителей – начиная с 7 утра. Традиции, которую поддерживает Управление городского транспорта Хельсинки – уже 13 лет… При этом на отсутствие бесплатных светоотражателей в другие дни в стране не жалуются. Подвески, светящиеся в свете автомобильных фар, многие учреждения приспособили для рекламы. В результате светоотражающие аксессуары можно бесплатно приобрести и в магазине, и в аптеке, и в банке. А 1 октября 2013 года в Финляндии впервые провели День светоотражателей. По данным финского Ведомства безопасности движения, половина пешеходов погибает на дорогах именно в темное время суток.
Эстонская полиция годами уговаривала пешеходов носить светоотражатели. Однажды Департамент шоссейных дорог выдал полицейским 50 тысяч светоотражателей для бесплатной раздачи жителям страны. "Светоотражателя не нужно стесняться, подвесьте его себе сбоку", - советовал верховный комиссар эстонской службы дорожного надзора Тынис Сулу. Но пешеходы продолжали стесняться – ведь светящиеся брелки уместны разве что для ребенка! А никак не для солидного гражданина в дорогом пальто. В результате 1 января 2011 года в Эстонии вступил в силу закон об обязательном ношении светоотражателей. Как уже говорилось выше, штраф за его нарушение составляет 200 евро. Отметим, что на эстонских дорогах сегодня гибнет значительно меньше людей, чем в девяностые. В 1991 году в ДТП погиб 491 житель страны. В 2010 году жертв ДТП было уже 78. Работа над культурой дорожного движения принесла плоды еще до того, как носить светоотражатели стало обязательно.
Выжить в свете фар
В Белоруссии закон о светоотражателях принес ошеломляющие результаты: в темное время суток число ДТП с участием пешеходов снизилось на 50%. Т.е. наездов на пешеходов стало вдвое меньше. Штраф за отсутствие светоотражателя в разы меньше эстонского – не более 105 тысяч белорусских рублей. А это… примерно 378 рублей российских.
Нужен ли пешеходу светоотражатель? Безусловно, нужен. При ближнем свете фар человек виден не далее, чем за 30 метров. При скорости 60 км/ч автомобиль проедет 30 метров за 1,7 секунды. Даже самый маленький светоотражатель на одежде увеличит расстояние видимости до 130 метров. На скорости 60 км/ч машина проедет их за 8 секунд. За это время пешеход может успеть убежать, а водитель –притормозить… Кстати, при дальнем свете фар человек без светоотражателя виден на расстоянии 100 метров, а со светоотражателем – на расстоянии 300 метров.
Вместо светофоров - запреты
Даже самая правильная идея сталкивается с организационными вопросами. Где именно пешеходы смогут приобрести светоотражатели? Сколько эти предметы будут стоить – и насколько они будут качественными? Способность подвески или браслета отражать свет зависит от материалов, из которых они сделаны. Важную роль сыграет и дизайн светоотражающих аксессуаров: многие люди боятся выглядеть нелепо – и не хотят носить украшения, подходящие скорее для школьников.
Что касается нерегулируемых пешеходных переходов… Запрет ехать по нерегулируемой «зебре», перед которой остановился автомобиль в соседнем ряду, сберегут тысячи человеческих жизней. Когда один водитель оказывается вежливым, а остальные «большой ответственностью» не страдают, очень часто гибнут люди. В крупных городах каждый третий пешеход попадает под колеса на «зебре». В 86% случаев в наезде на пешеходном переходе виноват автомобилист.
Запрет на обгон на нерегулируемом пешеходном переходе – мера необходимая, но недостаточная. Представьте себе «зебру» без светофора на скоростной шестиполосной магистрали – с такой ситуацией столкнулись жители московского района Косино-Ухтомский. Рисковать жизнью никто не хочет – и для того, чтобы оказаться на другой стороне дороги, москвичи проезжают на автобусе несколько лишних остановок. Пассажиры доезжают до конечной станции, ждут, пока автобус развернется и… повторно платят за проезд. Чтобы сохранить свою жизнь, люди вынуждены терять и деньги, и время. Для кого-то оно драгоценно. Оборудовать светофором нерегулируемый переход через шестиполосную магистраль планируют в 2015 году…