Эван Лайсачек: уход Плющенко не бросает тени на его достижения
18 февраля 2014, 14:01 [«Аргументы Недели. Петербург», Валентина Карелова ]
Олимпийский чемпион по фигурному катанию Эван Лайсачек, тот самый который в 2006 году в Турине обыграл Евгения Плющенко приехал в Петербург в рамках программы спортивной дипломатии. Американский фигурист поделился своими впечатлениями от игр в Сочи, где провел 11 дней и попробовал себя в роли спортивного комментатора. Не оставил он без внимания и скандальные высказывания Владимира Жириновского в адрес Плющенко, а кроме того признался, что и сам мечтает вернуться на лед.
О Сочи и новых взглядах
- Эван, с какой целью вы сегодня в Санкт-Петербурге?
- Укрепить отношения между Россией и США на ниве спорта и, в частности, фигурного катания, которое здесь так почитается. Кстати, не многие знают, что современное фигурное катание в том виде, к которому мы привыкли, появилось благодаря американцу Джексону Хейнсу. Он был и фигуристом, и балетным артистом. А сегодня американские и российские специалисты нередко проходят вместе путь к самым высшим наградам. Я, например, тренировался у многих российских специалистов, точно так же как и другие американские спортсмены. И наоборот, есть немало русских фигуристов, которые работали с американцами. На примере фигурного катания можно показать возможности спорта к объединению людей. Это особенно уместно заявить сейчас, когда в Сочи проходит Олимпиада.
- Игры в Сочи смогут поспособствовать развитию спорта в России?
- Все всякого сомнения. Как правило, Олимпийские игры повышают интерес к тому или иному виду спорта, и Россия отнюдь не исключение. Хотя я знаю, что у вас и так зимние дисциплины пользуются огромной популярностью: в России любят лыжные гонки, биатлон… Победы россиян в фигурном катании впечатляют. Золотая медаль в командном турнире, золото и серебро в спортивных парах, бронзовая медаль в танцах. Думаю, это даст очередной мощный импульс к дальнейшему развитию фигурному катанию в вашей стране.
- Поделитесь своими впечатлениями от Сочи, где вы выступали, наверное, в непривычной для себя роли комментатора.
- Я провел одиннадцать прекрасных дней на Олимпийских играх в Сочи в качестве телекомментатора. Это был, безусловно, новый и очень интересный опыт: лично мне было несколько странно присутствовать на соревнованиях, но не участвовать. Я попытался донести до американской аудитории современный взгляд на фигурное катание, хорошо зная его изнутри. И самое интересное, - мне пришлось поменять точку зрения. Потому что, будучи спортсменом, я смотрел на слабости и просчеты своих соперников, теперь же освещая соревнования для простых людей, я должен был показывать их сильные стороны и удачи.
- Судейство на турнире справедливое?
- Да. Просто наш вид спорта с каждым годом становиться сложнее и публика не всегда успевает разобраться в сложных хитросплетениях новой судейской системы. Но, зная всю закулисную кухню, я могу сказать, - судейство честное.
О Плющенко и Жириновском
- В Сочи вы внимательно следили за тренировками Евгения Плющенко и рассказывали об этом в Твиттере. А удалось ли вам с ним пообщаться. И какие между вами отношения все- таки четыре года назад в Ванкувере друзьями вы не выглядели.
-Я Плющенко знаю много лет. Когда был молодым, он был для меня идолом, идеалом. Потом, когда я стал соревноваться, мы стали соперниками. Получив травму, я больше не участвую в соревнованиях. И Евгений для меня вновь стал кумиром, у нас с ним сердечные, дружеские отношения.
- Что удивило вас больше, то, что Плющенко приехал на Игры или то, что он с них снялся?
- В Сочи мы вместе с другими журналистами пристально следили за его тренировками и обсуждали, будет ли он выступать или нет. Фигуристы мирового уровня были впечатлены тем, что после такого количества травм Плющенко смог вернуться и выступить. Все были удивлены, но только не я, потому что знаю, если Евгений что – то решил, он обязательно это сделает. Он ведь настолько убедительно выступил в командном турнире, что все надеялись на такой же результат и в индивидуальном катании. То, что он снялся с соревнований, расстроило всех – не только меня. Расстроились болельщики, журналисты, другие фигуристы. Все надеялись, что он покажет такой же хороший результат и в личном первенстве. Но не получилось. После того, как Евгений отказался выступать в короткой программе, многие зрители стали покидать трибуны. Я такого не видел ни на одной Олимпиаде. Конечно, с одной стороны, публику понять можно. Плющенко обманул их надежды.
- Скажется ли это репутации Плющенко?
- Я уверен: такая концовка карьеры не бросит тени его достижения, которых он добился на протяжении многих лет. В течение долгого времени люди считали его образцом фигуриста. Он был замечательным представителем этого вида спорта и способствовал его популярности. Я думаю, что посеянное им зерно, даст свои всходы. В фигурное катание будут приходить молодые люди и этот вид спорта будет развиваться. В том числе и благодаря карьере и работе Плющенко.
- Один российский политик Владимир Жириновский, комментируя снятие Плющенко с Игр сказал: «Олимпиада не дом инвалидов». Насколько это корректное высказывание?
- На самом деле эти слова можно повернуть и в обратную сторону. Лично меня они сильно задевают. В Америке паралимпийцы считаются выдающимися героями, они вдохновляют людей на победы. В паралимпийской сборной США многие участники — бывшие военные, которые из-за различных травм не могут соревноваться наравне со всеми остальными. Шутить на эту тему весьма некорректно и недопустимо. Плющенко сделал все, что он мог. Начнем с того, что нельзя обвинять спортсмена в том, что он получил травму. В том числе Плющенко. Травмы – часть карьеры любого спортсмена. Помимо физических способностей есть другие параметры, которые надо учитывать. Я не знаю про другие виды спорта. Но знаю фигурное катание изнутри, у нас огромное влияние на выбор играет умение концентрироваться, психическая устойчивость и способность показывать результат под давлением. Никого лучше, чем Плющенко в мире я не вижу. Я понимаю решение. Которое было принято, видимо, с учетом и этого обстоятельства тоже.
О возрасте, силе и воле
- Командные соревнования впервые были представлены на играх. Насколько они были интересны вам, как фигуристу?
- Это очень важное мероприятие, которое помогает показать другую сторону фигурного катания. Наш вид спорта всегда рассматривался как индивидуальная дисциплина. Здесь мы увидели, что фигуристы тоже умеют работать в команде. На мой взгляд, у зрителей остались положительные эмоции от этого вида соревнований. Командный турнир открывает новые грани в фигурном катании.
— В соревнованиях одиночниц от России на этой Олимпиаде выступает 15-летняя Юлия Липницкая. Насколько справедливо отправлять на Игры такую юную спортсменку?
- Представлять честь страны на олимпийских играх это величайшая возможность, которая выпадает атлету вне зависимости от его возраста. И если так получилось, что у Юли все сошлось, и это случилось в 15 лет, в этом нет ничего плохого. Мы знаем, что спортивная карьера в фигурном катании весьма кратка. Бывают спортсмены, когда пик их формы приходится на молодой возраст. Представьте, это не совпадает с циклом Олимпийских игр. Такие примеры были в команде США. И если этой возможности нет в 15 лет, то потом ее может вообще не быть. Я рад, что для Юли здесь все сошлось.
Мы видим на примере Юли живое доказательство того, что она вполне способна выдерживать взрослые перегрузки и справляться с прессингом. Ведущие спортсмены выступают, и она им не уступает. В соревнованиях предыдущего года она занимала преимущественно первые места. И мы видим, что профессиональные навыки, и умение справляться с прессингом были проявлены ею в полной мере, несмотря на возраст.
- Расскажите, чем вы сейчас занимаетесь после завершения спортивной карьеры?
- Я пока для себя еще не закрыл дверь в фигурное катание, надеюсь, что смогу восстановиться от травм. Вся моя энергия направлена на поправку здоровья. Но буду ли я кататься, этот вопрос остается открытым. Фигурное катание – это вся моя жизнь и я хочу полностью удостовериться, что здесь все мои возможности исчерпаны.