В ближайшее время в Госдуме состоится второе чтение проекта Федерального закона «Об основах государственно-частного партнёрства в Российской Федерации». В ряде регионов разрабатывают и собственные документы. Схемы ГЧП уже вовсю «обкатываются» на различных программах. Пока однозначного ответа на вопрос о том, как это отразится на россиянах, нет.
Максимум качества – минимум затрат
Государственно-частное партнёрство развивается в России не так давно и по сути представляет собой привлечение бизнеса для решения различных общественно значимых задач. Самый простой и всем известный пример – заключение с коммерческими структурами контрактов на выполнение работ и оказание услуг. Выражается такое партнёрство и в арендных отношениях, когда объекты госсобственности передаются бизнесу во временное пользование за определённую плату. Однако самыми перспективными и значимыми именно для граждан страны считаются так называемые концессионные соглашения. Их сущность заключается в том, что часть «казённого» имущества и бюджетных средств уходит в руки бизнесменов вместе с ответственностью за реализацию той или иной важной социальной задачи. Частный сектор, получая определённые средства из казны, вовлекается в управление госсобственностью (например, объектами коммунальной инфраструктуры) или берёт на себя оказание социальных услуг, которыми обычно занимается государство, – в первую очередь в здравоохранении или образовании. В результате, например, граждане могут получить бесплатные услуги по полису обязательного медицинского страхования в негосударственной клинике или отвести ребёнка в частный детский сад, цены в котором будут ниже рыночных.
В некоторых регионах страны «концессионная» схема государственно-частного партнёрства успела хорошо зарекомендовать себя в такой проблемной сфере, как строительство детских садов. Так как в местных бюджетах зачастую трудно в один момент изыскивать значительные средства на возведение зданий для садиков, расходы перекладываются на частные структуры, а впоследствии местные власти возмещают потраченное. Также любопытная схема сотрудничества власти и бизнеса в «дошкольной» сфере реализуется в Перми. Там предпринимателям, которые решат открыть частный детский сад, даются льготы по аренде помещений. Это выгодно не только владельцам, но и родителям – чем меньше стоимость аренды, тем меньше плата за место в детсаду.
Понятно, что бизнесмены к идее частно-государственного партнёрства в социальной сфере относятся более чем положительно. При этом власти, по мнению экспертов, заинтересованы в таком сотрудничестве не меньше коммерсантов. «Гораздо проще передать часть полномочий частному бизнесу, чем, например, строить новые поликлиники и больницы, – рассуждает Александр Саверский, президент Лиги пациентов». – Государство таким образом пытается решить две задачи: оптимизировать расходы бюджета и добиться максимального качества при минимальных затратах».
Сложное дело
Особое внимание к себе сейчас привлекает идея частно-государственного партнёрства в сфере здравоохранения. Состоит она в том, что негосударственное медицинское учреждение, которое заключило специальное соглашение, начинает получать средства за оказание тех или иных услуг из системы обязательного медицинского страхования. В результате граждане с полисом ОМС могут лечиться там бесплатно, как и в обычной городской поликлинике, – но при этом без очередей и, при возможности, поближе к дому.
В участии в системе ОМС заинтересованы многие частные клиники. Особенно после недавней «реформы» тарифов на ОМС, которые сейчас покрывают не только «медицинскую» деятельность учреждений, но и стоимость коммунальных услуг и аренды. Тем не менее взаимодействие государства и частников реализуется не без труда.
«Об этом сейчас много говорят, но на деле ничего не происходит. По крайней мере в желаемых объёмах, – говорит Александр Абдин, управляющий партнёр группы компаний «Евромед» (Санкт-Петербург). – Государству и хочется, и колется: оно боится, что частный капитал всё захватит. Но мы не собираемся ни у кого ничего отбирать, а лишь выполняем свою работу».
Впрочем, в идее включения частных клиник в государственную систему здравоохранения эксперты видят немало «подводных камней». Обойти их в принципе можно, но усилий в это придётся приложить немало.
«Жизненно важны грамотная регламентация и планирование работы частных клиник в государственной системе, – рассуждает Фарит Кадыров, замдиректора Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения и социального развития РФ. – Представим, что частная клиника начала получать деньги на оказание услуг по ОМС. Государство, соответственно, «оптимизировало» расходы на свои учреждения. Однако нет гарантии, что частные клиники справятся с возложенным на них объёмом работ. Более того, ответственность за невыполнение обязательств формально не установлена. Если клиника откажется от работы в системе ОМС, есть угроза, что получить бесплатную медицинскую помощь гражданам будет уже негде».
«Необходим орган, который будет осуществлять контроль, – добавляет А. Саверский. – Не секрет, что даже в госучреждениях просят деньги за те или иные манипуляции. Частники могут потребовать ещё больше. Пример тому – ситуация с московской городской больницей №63. В прошлом году её передали коммерсантам. А они в свою очередь пообещали оказывать бесплатно лишь 40% услуг, а за счёт остальных вернуть вложенные средства и заработать. И жаловаться бесполезно – по закону граждане имеют право на бесплатную помощь только в государственных и муниципальных учреждениях».
Практический аргумент
Количество клиник, оказывающих помощь по полису обязательного медицинского страхования и программе государственных гарантий, растёт с каждым годом. Сегодня их более полутора тысяч. Частные медучреждения, участвующие в системе ОМС, должны сообщать об этом на своих сайтах и в справочных службах. Также информацию можно уточнить в страховой организации, которая выдавала полис ОМС. Правда, пока россияне в частные клиники за бесплатными услугами бежать не торопятся. То ли не знают о таких возможностях, то ли не слишком доверяют…