Феномен отложенного спроса
22 января 2014, 15:59 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]
Выводы сводятся к двум возможным вариантам. Первый: это новая стратегия потребления, не включающая в себя траты на излишества, а только на необходимое. Это может быть связано с постепенной остановкой промышленности, ведь Волгоград традиционно считался промышленным городом. Недавно был закрыт алюминиевый завод, «Красный Октябрь», «Баррикады» и «Химпром» с 90-х годов так и не начали работу в полную силу. Второй: это эффект террора, но не в смысле страха оказаться в потенциально опасном торговом центре, а в сосредоточении людей на внутренних переживаниях и, как следствие – замкнутость, преобладание эмоций, заглушающих удовольствие потребления.
Доктор философских наук, профессор кафедры философии ВолГУ Андрей Макаров считает, что это резкое падение связано с изменением мотивов праздничного поведения покупателей и работников торговых сетей после терактов в городе:
- Вполне вероятно, что это падение не что иное, как отложенный спрос из-за форс-мажорных обстоятельств. Волгоградцы, оказавшись в ситуации экстремального давления негативной информации, повели себя вполне здраво и прервали покупательский предновогодний бум. Однако жизнь современного потребительского общества не прекратилась, а была лишь прервана. Поэтому для торговли есть и хорошие новости: отложенный спрос на товары и услуги будет реализован. Правда, проявится такое качество, как эластичность спроса: интерес после нового года может сместиться в сторону непродуктового набора в корзине покупателя. Но будут израсходованы те же средства. Волгоградцы не импульсивны: запланированные траты будут сделаны.
Доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой маркетинга и рекламы ВолГУ Даниил Фролов констатирует, что падение потенциальной выручки в период новогодних праздников приблизительно на 50-60%, о котором заявили волгоградские бизнесмены - это на 100% эффект терактов. Деньги обязательно дойдут до запланированных товаров и услуг:
- Поскольку эти средства уже были зарезервированы населением на потребительские, а не инвестиционные цели, они будут потрачены в ближайшие месяцы. Важно при этом заметить, что наибольший урон был нанесен ресторанному бизнесу. И потери от отказа проведения корпоративов и просто посещения ресторанов покрыть уже не удастся. Люди не станут есть в два раза больше или ходить на развлекательные мероприятия в два раза чаще.
Эксперты уверены: увеличение спроса ожидается уже в ближайший зимне-весенний период. И выиграют от этого бизнесмены, которые не сэкономят на маркетинговой активности в ближайшие месяц-два. Инвестиции в продвижение на пике наибольшего потребительского спроса с 10 февраля по 8 марта будут максимально эффективны.
Леонид КОЛЕСНИКОВ