Русская земля издавна славится народными промыслами. Недалеко от Москвы, примерно в 60 км по Егорьевскому шоссе, находится древнейший центр производства керамики в России. Говорят, что в этих краях появилась она вместе с людьми. Прошли века, местная глина давно закончилась, а гжельская синяя роза всё так же радует глаз, цветёт себе на фарфоре!
В Гжели никогда не было благоприятных условий для земледелия или скотоводства. Почвы бедные, пастбища скудные, кругом леса да болота. Но смекалистые и расторопные гжельцы нашли способ использовать то единственное, что было в достатке, – глину, которая и послужила основой для возникновения и развития керамического промысла. В Гжели обнаружено более 17 видов глины. Для производства керамики использовалась в основном красная, а затем и белая глина. Местная глина считалась воистину волшебной. Она была столь чистой, что её почти не требовалось обрабатывать, можно было сразу пускать в производство. И хотя гжельская глина закончилась ещё при фабриканте Кузнецове, в начале XX века, это уже никак не могло помешать производству фарфора.
– Гжельская посуда не всегда была привычного сине-белого цвета. Синяя роспись стала доминировать только во второй половине XX века. Старожилы шутят, что из-за экономии, – рассказывает Елена Агапова, экскурсовод Музея керамики ЗАО «Объединение Гжель». – После войны не хватало красок, да и обжига в печи для таких изделий требовалось всего два, а не три, как для многоцветной посуды. Так синий цвет и стал фирменным для гжельского фарфора.
А начиналось всё когда-то с производства майолики – керамики из красной глины. Роспись такой посуды требовала изрядного мастерства. Рисунок наносился на необожжённую покрытую эмалью основу. Это так же непросто, как рисовать, например, по бархату. Сюжетами для росписи были забавные сценки из жизни, птицы и животные. Эти композиции и сегодня поражают своей живостью, юмором, естественностью, тем, что может привнести в искусство только народный умелец. Изготовлением подобных изделий сначала занимались только в Гжели. Это были и посуда, и игрушки, панно, изразцы, наличники, украшения для храмов и стен домов. Техника росписи тогда была яркой и многоцветной.
Почему же гжельские мастера сразу не стали производить фарфор? Потому что его ещё надо было изобрести! Ведь до середины XVIII века в России фарфора делать не умели. Он привозился из Англии и ценился на вес золота. Естественно, что англичане хранили технологию производства в строжайшем секрете.
В России секрет фарфора удалось раскрыть сподвижнику Михайло Васильевича Ломоносова – Дмитрию Ивановичу Виноградову. Созданный им фарфор по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы, приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому. Фарфор начали производить на мануфактуре в Петербурге. Производство известно и сегодня как Императорский фарфоровый завод. Но никто не спешил делиться знаниями с народными мастерами из Гжели. И здесь возникает почти шпионская история.
– Легенда гласит, – продолжает свой рассказ Елена Агапова, – что один из удачливых фабрикантов Павел Куличков специально устроился работать на завод Отто, что располагался в подмосковном Перове, чтобы познакомиться с технологией производства фарфора. Гжельцы считают, что именно с того момента и ведёт свой отсчёт история настоящего гжельского фарфора. При этом к тому времени Гжель уже была в России самым крупным поставщиком керамики. А сегодня «Гжельский куст» – обширный район из 27 деревень – является центром производства авторского фарфора в России.
Керамика, в частности фарфор, – уникальный материал. Он непроницаем для воды, газа и электричества. Стремясь сделать даже повседневные вещи красивыми, народные умельцы научились искусно декорировать свои изделия из керамики.
Существует два вида росписи фарфора: надглазурная и подглазурная техника. В первом случае роспись делают уже после того, как на фарфор нанесли тонкий слой глазури и обожгли его в печи. Затем происходит второй обжиг. При подглазурном способе художник сначала расписывает изделие, и только потом его глазуруют и обжигают.
В Гжели фарфор традиционно расписывают синей кобальтовой краской. Рисунок наносится вручную с помощью кисти. Самая распространённая композиция – цветочная: гирлянда или рисунок с крупным цветком по центру. Также это может быть пейзаж, сцена из жизни, в редких случаях портрет. Такая техника росписи не допускает ошибок и исправлений. Живописец сразу наносит рисунок краской, без карандашного черновика.
Гжельский народный промысел самобытен. Мастера знают о производстве фарфора всё: сами придумывают свои изделия, разрабатывают новые эскизы росписи и формы, совершенствуют состав глины. Здесь чтят традиции и передают секреты мастерства из поколения в поколение: каждый год Гжельский художественно-промышленный институт выпускает дипломированных художников и специалистов в области производства керамики.