В понедельник в журнале New Times было опубликовано интервью первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова, в котором было затронуто много вопросов по экономическому положению в стране, развитию банковской сферы, перспективам взаимоотношений с Украиной.
Кроме того, того, значительная часть беседы была посвящена обсуждению неприятных обвинений, которым подвергся Игорь Шувалов в конце прошлого года. Игорь Шувалов, в частности, сообщил, что все его зарубежные активы были переведены в российскую юрисдикцию, создано специальное российское юридическое лицо, которое принадлежит ему с женой пополам. При этом супруги не управляют этим юрлицом: «Специально создана система управления, по которой мы не можем вмешиваться в управление, аналог blind trust – «слепого траста».
Он также отметил, что недвижимость в Австрии, которая в декларации о доходах значилась как арендуемая, принадлежала компании, собственником которой являлась его жена. «Собственно, я никогда и не скрывал, что эта недвижимость принадлежала зарубежной фирме, собственником которой являлась моя жена, – это указано в реестре. Это было сделано специально, чтобы избежать даже видимости какой-то скрытности. Эта фирма управляла не только домом в Австрии, но и другой нашей недвижимостью. Она принадлежала не конкретно нам, но нашим юридическим лицам», – подчеркнул Шувалов.
Большинство аналитиков отметили открытость позиции Игоря Шувалова. Так, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов сказал, что ему «импонирует реакция Игоря Шувалова на вопросы и обвинения, связанные с его личными доходами и накоплениями». «Убеждён, – отметил эксперт, – что политик такого масштаба обязан публично реагировать на подобное. И хорошо, что его реакция не выглядит как оправдание. Человек отвечает спокойно и аргументированно, и главное – без эмоциональных выпадов в сторону каких-то оппонентов». При этом Кирилл Кабанов отметил, что про то, что Шувалов работал в бизнесе, «что он богатый человек, который пришёл на госслужбу, знали все. И только сейчас в нашей стране формируются законы и стандарты поведения чиновников с такими доходами. Шувалов – один из первых, кто старался и старается открыто и публично соответствовать такому стандарту ещё с тех времён, когда об этом никто и не думал» – подчеркнул Кирилл Кабанов.
Член Комитета гражданских инициатив, телерадиожурналист Виталий Ушканов отметил, что для России это непривычно и удивительно, когда «высокопоставленный чиновник, уровня вице-премьера, открыто говорит о таких материях, как семейные доходы, собственность, наследование. Но это позитивный тренд, и общество должно нормально его воспринимать», по словам эксперта, «в современных развитых странах никого ведь не удивляют ситуации, когда успешные в прошлом бизнесмены переходят на госслужбу и работают там столь же эффективно. Вопросов ни у кого не возникает – это нормально. Вот и Шувалов пытается объяснить, что госслужащего с предпринимательским прошлым вовсе не обязательно автоматически причислять к жуликам».