> Вспоминая 20 Января - скорбную дату в истории Азербайджана - Аргументы Недели

//Общество

Вспоминая 20 Января - скорбную дату в истории Азербайджана

17 января 2014, 11:08 [ «Аргументы Недели» ]

20 января в Азербайджане отмечается День всенародной скорби. Десятки тысяч людей, как это бывает из года в год, в этот день посетят Аллею шехидов, чтобы возложить цветы и почтить память соотечественников, безвинно погибших во время ввода советских войск в Баку в ночь с 19 на 20 января 1990 года.


Спустя 24 года после трагедии никто из высокопоставленных партийных лидеров СССР и Азербайджанской ССР так и не понес ответственности за случившееся. В ночь с 19 на 20 января 1990 года по указанию Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева в Баку была введена 35-тысячная армейская группировка, которой был отдан приказ штурмовать мирно спящий советский город. В результате этой военной акции в Баку было убито 134 мирных жителя, ранения получили более 700 человек, а миллионы советских граждан испытали психологический шок и приобрели четко осознанное нежелание продолжать жить в СССР.

Михаил Горбачев приказал армии взять Баку под полный контроль, так как республиканское партийное руководство уже не владело ситуацией. По данным КГБ СССР, здесь к власти собирался прийти Народный фронт Азербайджана. Советские войска входили в Баку почти с таким же ожесточением, с каким они входили в 1956-м в Будапешт и в 1968-м в Прагу. Танки давили и расстреливали все, что двигалось. Стреляли по прохожим, по окнам многоэтажек, по больницам, переезжали танками легковые автомобили и расстреливали машины «скорой помощи». Чтобы эти действия не стали достоянием не только международной общественности, но и граждан СССР, было прервано телевизионное вещание путем взрыва телецентра.

В ночь с 19 на 20 января 1990 года, когда в Баку были введены войска, по советскому телевидению не было сделано об этом даже краткого информационного сообщения. Сначала молодежная бригада программы «Взгляд» рассказывала о свободе и новом мышлении, потом играл оркестр «Виртуозы Москвы». А в это время бакинцы, у которых еще не отключили телефон, лежа на полу в своих простреливаемых родными войсками квартирах, пытались дозвониться до Москвы. Дозвониться до кого попало - родственников, друзей, даже до едва знакомых людей, оставивших когда-то телефон из вежливости, чтобы сообщить, докричаться: расскажите всем, что здесь происходит преступление! Но страна молчала.

Для Азербайджана это был конец мифа о едином СССР и дружной семье советских народов. Народ, отдавший сотни тысяч жизней в Великой Отечественной войне, в этой "семье" не считали за полноценных людей, имевших хотя бы право на жизнь. Советский Союз перестал быть для них своим государством. Коммунисты публично на площадях тысячами жгли партийные билеты, школьники - пионерские галстуки, ветераны Великой Отечественной, Афганистана, других локальных войн и конфликтов в разных частях мира отказывались от заслуженных кровью боевых наград. После кровавых событий 20 января 1990 года вопрос о выходе Азербайджана из состава СССР стал вопросом времени.

По мнению известного российского политолога Сергея Кара-Мурзы, посетившего Баку в 1990-м году, «Черный январь» (именно так еще в азербайджанском народе называют события тех дней) был репетицией аналогичных актов по всей некогда единой и великой стране - в Вильнюсе, Риге, Москве. Но если в Москве достаточно было просто проехать по улицам нескольким танкам, чтобы шокировать общество, то в Баку было срежессировано массовое убийство мирного населения. События в Баку стали катализатором развала СССР, а по отношению к азербайджанцам применили типичную схему двойных стандартов. Замалчивание трагедии политолог объясняет тем, что в Баку было слишком много жертв. Кровавый спектакль мог произвести обратный эффект - если бы к этим событиям привлекли внимание общественности, это могло бы стоить и без того непопулярному в народе Михаилу Горбачеву поста генерального секретаря ЦК КПСС. А для окончательного развала и ликвидации СССР его необходимо было продержать у власти хотя бы еще год.

Даже сейчас, спустя двадцать четыре года, нет однозначных оценок произошедшему в Баку. Мир фактически забыл об этой трагедии. В 2008 году в издательском доме «Российский писатель» вышла в свет книга заслуженного юриста России, доктора юридических наук, профессора Геннадия Мелкова «Уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира, военные преступления и преступления против человечества». Один из фрагментов этой книги посвящен бакинской трагедии января 1990 года, а ее автор в 1990–1991 гг. в качестве эксперта общественной организации «Щит» входил в Комиссию по расследованию расстрела безоружного населения в Баку и Вильнюсе. Он отмечает, что за совершенные преступления против своих сограждан в Баку не понесли никакого наказания высшие политические и военные руководители СССР и АзССР. В числе виновников трагедии автор расследования назвал Михаила Горбачева и Дмитрия Язова, непосредственного руководителя и координатора бакинского расстрела.

В своем расследовании профессор Геннадий Мелков приходит к выводу: «События в Баку – одно из тяжелейших преступлений в истории Советского государства, намного превосходящее по жестокости и размаху события в Тбилиси 9 апреля 1989 г. Это преступление носит характер карательной операции и представляет собой заранее организованное побоище невинных людей, совершенное с особой жестокостью с применением запрещенных международным правом средств ведения войны. Эта акция содержит признаки международного преступления». С этим выводом согласно большинство независимых экспертов. По их мнению, Михаил Горбачев, подписывая 19 января 1990 года Указ «О введении с 20 января чрезвычайного положения в г. Баку», обязан был, в соответствии с п. 1 ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах, информировать население Баку о готовящемся вводе войск заблаговременно. Однако Кремль не сделал этого, и в результате погибли мирные жители Баку.

Бакинский «Черный январь» стал началом конца СССР. Вместе с этим для жителей Азербайджана он открыл новую историческую эпоху национального самоопределения и государственного суверенитета, когда народ осознал себя нацией, способной самостоятельно нести ответственность за свою судьбу. Вот почему в нынешнем Азербайджане День всенародной скорби несет на себе след не государственной, а общенациональной трагедии, которая позволила родиться из небытия новому политическому образованию – Азербайджанской Республике.




Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте