Как восстановить память о бароне-филантропе
4 января 2014, 15:02 [«Аргументы Недели», Людмила Однобокова ]
В Ивангороде (Ленинградская область) началась подготовка к юбилею, который должен иметь не только региональное, но и всероссийское значение. В сентябре 2014 года исполнится 200 лет со дня рождения барона Штиглица. Это была личность харизматическая и во многом поучительная для нашего поколения.
Александр Людвигович Штиглиц сейчас более известен как первый руководитель первого Государственного банка России. Но в Ивангороде его ценят ещё и за другие достижения.
Он родился 1 (13) сентября 1814 года в Санкт-Петербурге, в семье придворного банкира. Отец Александра – Людвиг фон Штиглиц - был основателем знаменитого дома «Штиглиц и К» и владельцем многомиллионного капитала. Александр Людвигович был вторым сыном в семье. Причём талант финансиста больше проявился у старшего сына – у Николая. Отец так и рассчитывал, что его коммерческую деятельность продолжит Николай. Александр же будет заниматься наукой. Действительно, Александр Людвигович с удовольствием постигал науки и искусства в Дерптском университете. Но какой-то злой рок довлел над наследниками в этой семье. В 1933 году Николай Людвигович скоропостижно умер. Отец находился ещё в полном расцвете сил и рассчитывал продолжать дело сам, но в 1843 году, в возрасте 55 лет, он также преждевременно умер. Единственным наследником банкирского дома остался Александр Людвигович. Поначалу он не испытывал тяги к коммерческой деятельности, да и впоследствии у него неоднократно проявлялся некий, не свойственный коммерсантам, романтизм.
Согласно легенде, поначалу российский император уговорил Александра Людвиговича продолжить дело отца. Впоследствии А.Л. Штиглицу удалось во многом приумножить унаследованное состояние. Он акционировал строительство железных дорог России, вкладывал деньги в проведение военных компаний, служил действительным тайным советником. А когда в 1860 году Александр II издал Указ о преобразовании Коммерческого банка в Государственный, его управляющим был назначен барон Штиглиц. Тем не менее, его недолюбливали в светском обществе. Он совершенно не подходил под представления о том, каким должен быть самый богатый человек России. Он мог появиться в свете в недорогой одежде, свою семью также держал в чёрном теле. Был немногословен и замкнут, да и коммерческие решения к нему приходили настолько неожиданные, что порой шокировали публику.
В данной статье мы не будем останавливаться на кипучей финансовой и коммерческой деятельности А.Л. Штиглица, не будем перечислять предприятия, которые он акционировал, и все фабрики, которые ему принадлежали. Расскажем только о том, что его связывало с Ивангородом. В этом городе на границе (тогда Нарва и Ивангород назывались одним словом «Нарва») барону Штиглицу принадлежала льнопрядильная и суконная фабрика. На ней изготавливали парусин и сукно для нужд российской армии и флота. Причём сукно «от Штиглица» было высокого качества и пользовалось большим спросом. Слободка вокруг фабрики получила название «Парусинка». Так этот микрорайон называется до сих пор. Зарплата у рабочих на фабрике Штиглица была намного выше, чем у рабочих других заводов. Для детей были открыты школа и училище. Рабочие были обеспечены медицинским обслуживанием и имели ряд, как бы мы сейчас сказали, социальных льгот, вроде бесплатного проезда в один конец по железной дороге в Петербург. Для их проживания были выстроены кирпичные дома с паровым отоплением по самому передовому для того времени английскому образцу. Рабочие платили А.Л. Штиглицу уважением. На этой фабрике в бурное предреволюционное время не произошло ни одного митинга, ни одной акции протеста. Это один из примеров, как проявилась дальновидность миллионера – он понимал, что нельзя просто заниматься тем, что набивать себе карманы, необходимо заботиться о развитии общества, в котором крутятся твои капиталы.
В Нарве (Ивангороде) А.Л. Штиглиц построил свою усадьбу. Усадебный дом был деревянным, в неорусском стиле. Когда-то его посещали Александр III и императрица Мария Фёдоровна. Долгое время здесь жила супруга Александра Людвиговича – Каролина Карловна. Мы уже упоминали о том, что над наследниками семьи довлел злой рок. Единственный сын Александра Людвиговича и Каролины Карловны умер во младенческом возрасте. Дальнейшая бездетность так тяготила Каролину Карловну, что ходили слухи, что бедная женщина сошла с ума. В таком состоянии она тихо проживала в имении вдали от общества. Когда она умерла, Александр Людвигович приказал построить над её усыпальницей храм. Храм также предназначался и для духовных нужд рабочих из Парусинки. И тут опять проявилось человеческое качество, которое совсем по-иному выглядит в свете современных проблем. И Александр Людвигович, и Каролина Карловна - по национальности немцы, и не было бы ничего удивительного в том, если бы они проповедовали католическую или протестантскую религию. Но так как они проживали в России, Александр Людвигович посчитал своим долгом принять православную веру и соблюдать все православные обычаи. Изумительная по изяществу Церковь Святой Троицы была построена по проекту архитектора А.И. Кракау. Мы видим в этом каменном строении мотивы древнерусских теремов, мотивы из народной деревянной резьбы. Таким образом, А.Л. Штиглиц хотел подчеркнуть уважение к культуре русского народа. Он, как одно из самых влиятельных лиц в стране, хотел показать пример, как должен вести себя «инородец» в России. Эта его позиция была настолько последовательной, что однажды на замечание, не опасно ли ему вкладывать свои капиталы в России, когда его с большим удовольствием могли бы принять в любой из европейских стран, он ответил: «Отец мой и я нажили всё состояние в России, и если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней всё своё состояние».
Эта фраза в своё время стала крылатой. Так же как по всей стране пошли слухи о ещё одном его «странном» поступке. Во время празднования 50-летия компании «Штиглиц и К» Александр Людвигович всем сотрудникам компании выплатил большое денежное вознаграждение (в том числе и артельщикам, и дворникам). А когда в 1884 году он умер, то стало известно его не менее «странное» завещание. Там есть такие строчки, как например, «…моему кучеру…».
Потомки оказались к барону неблагодарны. Прямых наследников у него не оказалось, кроме приёмной дочери Н.М. Июневой. Однако муж приёмной дочери растратил унаследованное состояние. Ещё один пример: Александр Людвигович внёс огромные деньги в создание Училища технического рисования, взамен прося только об одном: чтобы его имя было запечатлено в названии этого учебного заведения. Студенты Училища технического рисования имени Штиглица получали от него стипендию и премии, он заботился об оснащении учебных классов самым современным оборудованием. Но, как известно, сейчас оно называется «Высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной». Даже когда-то стоявшую здесь скульптуру Александра Людвиговича Штиглица вынесли прочь…
Ивангород имеет полное право проводить у себя пышный юбилей. Согласно завещанию А.Л. Штиглица, его прах был захоронен в Нарве (Ивангороде) в Церкви Святой Троицы. Недавно церковь была отреставрирована и сейчас имеет привлекательный вид. Однако микрорайон Парусинка и находящиеся в нём производственные помещения, дома для рабочих, а также приусадебный парк находятся в плачевном состоянии. От усадебного дома, вообще, сохранились только каменные ступеньки. Хотя, кстати сказать, Парусинка выходит к одному из самых мощных в прибалтийских странах водопаду. Здание фабрики, ажурная церковь, водопад на реке Нарва – этот комплекс мог бы иметь большой интерес для туристов. Но сейчас этот туристический потенциал не использован.
Как сообщили нашему корреспонденту в администрации МО «Город Ивангород» даже к юбилею барона Штиглица речь о реставрации Парусинки не ведётся. Парусинка признана памятником регионального значения и находится на балансе Департамента по охране и использованию объектов культурного наследия Ленинградской области. Там должно приниматься решение о выделении денег на реставрацию. Зато начальник отдела по социальным вопросам администрации МО «Город Ивангород» И.С. Селивёрстова сообщила: «Мы уже разослали письма в Правительство Ленинградской области и в различные организации о готовящемся юбилее. Мы запланировали на сентябрь 2014 года обширную культурную программу, которую хотим провести совместно с Мариинским театром».
Хотелось бы, чтобы за эти полгода было сделано ещё вот что – необходимо, чтобы российская публика тоже подготовилось к юбилею, чтобы имя необычного филантропа-финансиста стало известным, каким оно было во второй половине 19 века. И чтобы снова остро был поставлен вопрос о реставрации оставшегося после него национального достояния.