Почто кобыла сдохла или Всё хорошо, прекрасная маркиза
26 декабря 2013, 09:00 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]
Город спит, алмазы сыпятся
Пока волгоградцы на новогодних праздниках мирно дремали в тазиках с оливье или наслаждались непонятной январской погодой, в городе чуть не развернулась трагедия. Дело в том, что в конце 2012 года министерство здравоохранения сначала заключило контракт с ООО «Новая скорая помощь», а затем также легко расторгло его под давлением общественности. В результате город чуть не лишился скорой медицинской помощи. Деньги на поддержание городской подстанции неотложки нашлись, а вот частная фирма попыталась вернуть затраченные средства и получить неустойку. Но не тут-то было! Подобная ситуация довела директора коммерческой фирмы до гневной отповеди в адрес губернатора Волгоградской области. Завсегдатаи твиттера узнали, что Сергей Анатольевич Боженов, по мнению предпринимателя Евгения Фридмана, жулик и напёрсточник. Скандал, правда, быстро замяли.
Пока регион выходил из новогодних праздников, очередной коррупционный скандал оказался сюжетом федеральных телеканалов. Буквально за день до окончания затянувшихся каникул был арестован близкий сподвижник Сергея Боженова, «астраханский алмаз» и вице-премьер волгоградского правительства Павел Крупнов. Следствие инкриминировало ему взятку в размере 17 миллионов рублей, которую он потребовал с подрядчика при проведении ремонтных работ в областном онкодиспансере. Впрочем, Крупнов стал не единственным алмазом, выпавшим из короны Сергея Боженова. Почти друг за другом покинули свой пост председатель правительства Константин Храмов, а также близкий друг и соратник губернатора, министр печати Ольга Дьякова. А история с исчезновением министра транспорта Андрея Путина чуть не превратилась в детектив и стала предметом многочисленных шуток. Но самый сильный удар губернатор получил на выборах в областную думу, где верховный суд, невзирая на регалии и протекции снял с предвыборной гонки ещё одну его соратницу - Муниру Шабанову. Женщины вообще играли большую и зачастую драматичную роль в жизни Волгоградской области в этом году.
Нелечебное голодание
Прошедший год в Волгоградской области помимо громких отставок и посадок ознаменовался и громкими голодовками. Для начала, аккурат перед приездом в Волгоград Владимира Путина, голодовку объявил не самый худой депутат волгоградской облдумы Сергей Попов. По словам народного избранника, на этот шаг его подтолкнуло нежелание региональных властей решать проблемы в сфере волгоградского ЖКХ. Голодовка продлилась около суток, после чего председатель волгоградского правительства Константин Храмов уговорил новоиспечённого последователя астраханского справедливоросса Олега Шеина начать кушать.
Однако активнее и последовательнее регионального депутата голодали в этом году молодые мамы Волгоградской области. Тут вам и борьба за строительство детских садов, и за права детей-инвалидов и многодетных семей. Попытка голодовки у подножия статуи Родина-Мать чуть не закончилась международным скандалом, а одиннадцатидневный протест без еды многодетных матерей попал в федеральный эфир и стал предметом разбирательств специальной комиссии ОНФ. Трудно сказать, насколько региональная власть испугалась этих голодовок, но федеральный центр в преддверии сочинской Олимпиады точно не захотел разборок с мировым сообществом из-за волгоградских матерей.
Как мыши кота хоронили
Депутаты волгоградской областной думы тоже оказались людьми не из робкого десятка. Для начала фракцию единороссов потряс натуральный раскол. Почти половина представителей «Единой России» во главе со спикером облдумы Владимиром Ефимовым к немалой неожиданности губернатора образовали «либеральную платформу», и на радостях завернули несколько законопроектов Сергея Боженова. Видимо, испугавшись собственной смелости, несколько позднее депутаты дали заднюю скорость, но в кулуарах начали упорно распространяться слухи о том, что депутатская фронда готовит губернатору импичмент. И слухи оказались небеспочвенными! Буквально под конец года единоросс Андрей Попков внезапно восстал против вертикали, и вынес на заседании областной думы вопрос о доверии Сергею Боженову. Лидер думских коммунистов Николай Паршин поддержал эту инициативу, заявив, что раз уж сами единороссы поднимают этот вопрос, то грех сообща не убрать губернатора. Депутаты единогласно внесли вопрос на заседание, но ближе к голосованию он неожиданным образом исчез. Спикер облдумы пропажу знакового вопроса повестки дня объяснил нарушением регламента. Чем закончится эта история, мы видимо узнаем теперь уже в следующем году.
Партиотизм и бутафории
Самым ярким и зрелищным событием в уходящем году, безусловно, стало байк-шоу международного масштаба, посвящённое юбилею победы в Сталинградской битве. Правда, само действо уже в преамбуле приобрело скандальный оттенок. Для начала основной организатор байкшоу Александр «Хирург» Залдостанов, лицо, особо приближённое к президенту Путину, захотел привезти на это мероприятие немецкую группу «Рамштайн». Однако мощная волна негативных откликов помогла немного урезонить вип-байкера. Правда дату шоу, несмотря на все гневные отзывы, организаторы так и не перенесли. В итоге масштабное мероприятие прошло в день памяти жертв варварской бомбардировки Сталинграда 23 августа. Организация «праздника» в очередной раз показала, что с ценностями и патриотизмом у нас что-то не так. Это подтвердил и восстановленный по инициативе всё тех же байкеров фонтан «Детский хоровод» на Привокзальной площади, который уже через месяц после открытия закрылся на реставрацию.
Факт, что к памяти у нас относятся наплевательски, к тому времени уже особо никого не удивлял. Стоит хотя бы вспомнить, как в сам юбилей победы в Сталинградской битве ветеранов Великой Отечественной загоняли смотреть концерт на верхние ряды Дворца спорта, в то время как более молодые волгоградские политики и чиновники спокойно сидели в первых рядах и хвастались на своих страницах в соцсетях фотографиями приехавших звёзд. Патриотизм и память не помогли отстоять и внешний облик центральной набережной Волгограда, которую после общественных слушаний, прошедших в июле с грубыми нарушениями, можно теперь де-юре перестраивать как душе угодно.
Обещаем обещать
Вообще, 2013 год запомнится жителям Волгограда и Волгоградской области каким-то катастрофическим количество обещаний. Если бы их все можно было конвертировать в реальность, то зажил бы регион не хуже, чем иная европейская страна. Тут вам и обещания губернатора спасти региональный бюджет (год регион закрывает с ужасным дефицитом), и обещания политиков сохранить алюминиевый завод (закрылся осенью), а также «Химпром» (закроется в следующем году).
Не скупились на обещания и фигуры поменьше. Да и как по-другому, если в Волгограде случились выборы в городскую думу. Активнее всех по традиции обещали единороссы. Каждый желающий мог получить обещания на любой вкус. Тут и общественный контроль за дорогами, и поддержка образования, и даже наведение порядка в системе ЖКХ. Стоит ли говорить, что уже 9 сентября все обещания кандидатов были забыты, а сами они уже в статусе депутатов принялись пилить остатки муниципального хозяйства.
Этих же депутатов обещала вывести на улицы с лопатами в случае коммунального коллапса их начальница, а по совместительству вроде бы мэр города Ирина Гусева. Но кроме подневольных бюджетников никого на занесенных снегом дорогах и дорожках замечено не было. Не появилась и кобыла, которую Гусева обещала нанять в отсутствие снегоуборочной техники. Из снежного плена вызволяли только тяжелая техника армии и МЧС.
Есть у революции начало
В ночь с последнего воскресенья сентября на понедельник стало явно, что выборы в волгоградскую городскую думу прошли не самым цивилизованным и честным образом. Хотя уже за два месяца до заветной даты открылось, что честные выборы – это такая же химера, как и построение коммунизма во времена СССР. Чего только стоит история с открепительными удостоверениями, которых на Волгоград напечатали 15 тысяч, а потом ещё увеличили их тираж на семь тысяч экземпляров.
Открепительные в итоге отменили, а главу Кировского ТИК Олега Серенко - человека с судимостью за мошенничество, сместили с поста, но оставили в самой избирательной комиссии. Это, однако, не сделало выборы более честными. В итоге в ночь после дня голосования в городе отчего-то перестала работать городская прокуратура, а в Интернете появилось множество видеозаписей с фальсификациями итогов. Тем не менее, выборы были признаны состоявшимися. Не все согласились с такой ситуацией. Пять партий отказались признавать итоги выборов и организовали импровизированный майдан прямо напротив здания регионального правительства. Митинги в пик активности собирали до 2,5 тысяч человек. Оппозиция не уходила с улицы месяц. Косвенным результатом всей этой активности стали отставка главы облизбиркома Андрея Сиротина и судебное преследование вышеупомянутого Олега Серенко. Нет-нет, их убрали не из-за требований протестантов. Первый ушёл после того, как в непотребном виде приехал в аэропорт на служебном автомобиле. У второго нашлись незаконные миллионы, добытые в коммунальной сфере Волгограда. Но митинги все равно проходили не зря.
Вообще, прошедший год был богат на митинги и протесты. 4 ноября Волгоград прошел масштабный по региональным меркам «Русский марш». Более тысячи молодых людей вышли поддержать, как они провозгласили, русскую нацию, а также заявить решительное «нет» терроризму, который в этом году отозвался в Волгоградской области трагичным взрывом автобуса. Санкционированное шествие чуть не переросло в несанкционированные погромы, а полиция едва ли не впервые в Волгограде вывела ОМОН. Итогом стало задержание около ста молодых людей.
Но бушевал в этом году не только региональный центр, но и окраина Волгоградской области. В августе урюпинские активисты, протестующие против никелевых разработок в Воронежской области, были задержаны во время массовых беспорядков и погромов в Прихопёрье. Около пяти тысяч несогласных казаков и селян буквально за полчаса разнесли в клочья лагерь геологоразведки, а заодно и продемонстрировали, что старый принцип «моя хата с краю» больше не работает.
Год в Волгоградской области действительно оказался богат на события. Не покидает предчувствие, в следующем году нам также скучать не придётся. С Новым годом синей лошади, уважаемые читатели! И дай Бог, чтобы она не стала белой кобылой.
Александр САЙГИН
Фото: Волгоградка и экс-шпионка Анна Чапман сыграла в этом году роль скорее драматическую, чем драматичную. Она пыталась растопить сердце шпиона года Эдварда Сноудена, предложив ему свою руку, сердце, а заодно и гражданство Российской Федерации. Но покорить Сноудена русской Снегурочке не удалось.