> Что производить, чтобы дальше жить - Аргументы Недели. Волгоград

//Общество

Что производить, чтобы дальше жить

19 декабря 2013, 09:01 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]

Волгоград вступил в постиндустриальную эпоху. Оценивать ситуацию можно по-разному, но это констатация факта. Уходящий год только подтвердил тенденцию: в регионе закрывается очередное промышленное предприятие, зато открывается новый торговый центр. Нынешней осенью учёные-экономисты Волгоградского государственного университета подготовили и представили стратегический план развития Волгограда до 2025 года. Каким может быть уже ближайшее будущее региона, а так же где брать деньги, если сами мы практически ничего не производим и не продаем, «Аргументы неделi» спросили у профессора Даниила Фролова - автора этого документа.

 

Город, как город, и люди, как люди, вокруг, но…

 

- Подходящий к концу календарный год никаких экономических сдвигов области и городу не принес. Большинством признано, что регион у нас депрессивный. Что, по-вашему, может исправить ситуацию, послужить толчком к развитию?

 

- Импульс развитию Волгограда может дать только объективная оценка его состояния и перспектив. Недавно ООН представила доклад «Состояние городов мира 2012-2013» и в рейтинге быстро исчезающих городов мира Волгоград занял 20-е место. В 2025 году население нашего города, по прогнозам экспертов, сократится на 3,5% по сравнению с 1990 годом, поэтому проблема сохранения статуса миллионника будет крайне острой. Ее можно решать расширением границ городского округа, присоединением новых территорий, но это не выход. Надо признать печальный факт, что Волгоград по демографическим меркам – это «умирающий» город, поэтому главным приоритетом должен стать человеческий капитал. Для того, чтобы удержать в городе молодежь, нужны мощная, современная система образования, доступное жилье, комфортность территории проживания и хорошо оплачиваемые рабочие места. Поэтому необходимо переформатировать экономику в направлении ускоренного развития сферы услуг - сервисного сектора, малого и среднего бизнеса, образования и высокотехнологичной медицины, информационной индустрии, современных форматов торговли и общепита, сферы развлечений и культурных институций. Именно эти приоритетные направления зафиксированы в Стратегическом плане устойчивого развития Волгограда до 2025 года.

 

- Откуда же брать деньги, если ничего не производится? Довольствоваться крохами с барского стола сырьевиков? Добиваться и ждать федеральных дотаций?

- Разные города и регионы занимают разные позиции в системе специализации. Есть города-конструкторы, в которых сконцентрированы инновационные компании и креативный класс, разрабатывающие новые виды товаров. Это максимально прибыльный, инновационный вектор и сценарий развития. Есть города-производители, обеспечивающие массовое производство товаров с невысокой добавленной стоимостью и большой нагрузкой на окружающую среду. И есть города-дистрибьюторы, инфраструктурные и торговые узлы, перераспределяющие потоки товаров и капитала, что тоже приносит большие доходы. Важно понять, что добавленная стоимость создается не только в производственном, но и в сервисном секторе, который производит работы и услуги. Недавнее банкротство Детройта, некогда крупнейшего промышленного центра США, наглядно показывает, что без развития образования, туризма, медицины, транспорта, логистики, торговли, финансов, то есть постиндустриальной экономики, у современного города нет будущего. В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030 года четко зафикисровано, что сдвиги в отраслевой структуре производства добавленной стоимости сейчас определяются тенденциями, характеризующими переход к постиндустриальной экономике. В стране в целом и во всех федеральных округах снижается доля промышленных видов деятельности за счет роста доли сервисных секторов. Поэтому нужно преодолеть иллюзию о том, что Волгоград – это промышленный центр. Наоборот, нужен эволюционный переход от доминирования индустриальных черт в облике Волгограда и отраслевой структуре его экономики к преобладанию постиндустриальных характеристик городской жизни, экономики и культуры.

 

«Тряхнуть» не деньги

 

- Малый бизнес. Почему у нас на него не опираются, как в большинстве развитых и идущих на подъем экономик мира, а наоборот, гнобят?

- Проблема в менталитете: до сих пор основная масса населения и бюрократии воспринимает бизнес как эксплуататоров, которых не грех «тряхнуть» на деньги. Это последствия 75-ти лет советского строя и дикого капитализма 1990-х. Отсюда и одиозные решения – например, двукратное повышение в 2013 году размера страховых взносов в Пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей. Прошла волна закрытия малодоходных ИП (в Волгограде в первом полугодии 2013 года количество ИП сократилось на 15%), и уже в июле принимается федеральный закон о снижении размера платежей. Это не стратегические, а сумбурные решения с непродумываемыми последствиями. Что касается Волгограда, наш город в три-пять раз отстает по удельным показателям численности занятых и объемов реализации товаров (работ, услуг) малыми и средними компаниями от ведущих городов мира. Возможности поддержки малого бизнеса на муниципальном уровне очень ограничены, основной проблемой остается дефицит бюджетных ресурсов на поддержку малого и среднего бизнеса. Из-за недостатка средств не были профинансированы организация грантовых конкурсов, оказание специализированной юридической поддержки, субсидирование процентов по микрокредитам. На уровне муниципалитета в условиях дефицита бюджета прежде всего необходимо расширять применение гибких условий аренды муниципального имущества, создавать льготные условия для начинающих предпринимателей. Хорошей законодательной инициативой региональной власти является введение двухлетних «налоговых каникул» для малых предприятий научной, инновационной, социальной и производственной сфер. Такое решение давно назрело и странно, что его осуществление начинается только после президентского «окрика». Региональной власти нужно больше прислушиваться к мнению научного сообщества.

 

- Вот скоро пройдет Олимпиада. В полный рост начнется подготовка к ЧМ-2018. Способен ли мундиаль стать точкой роста региональной  экономики? Не завышены ли ожидания от него?

- Завышенных ожиданий, конечно, необходимо избегать. И местные власти должны с особой осторожностью анализировать оценки экономической отдачи чемпионата мира. Вместе с тем, во-первых, Волгоград получит значительные средства из вышестоящих бюджетов, что позволит преодолеть ряд инфраструктурных ограничений (реконструкция аэропорта и автодороги до Самарского разъезда, рост обеспеченности гостиницами класса 3, 4 и 5 звезд, соответствующий стандартам FIFA новый стадион, создание сети центров информирования туристов и т.д.). Во-вторых, город фактически получит огромный рекламный бюджет на продвижение своего туристского продукта и бренда. Сейчас внимание – это главный экономический ресурс, а освещение турнира в мировых СМИ и социальных медиа даст импульс новому позиционированию Волгограда на туристической карте мира. В-третьих, проведение мундиаля – это ценнейший опыт тесного взаимодействия с глобальной средой, из которой Волгоград в последние десятилетия практически «выключен». При этом, безусловно, очень важно иметь проработанную стратегию использования наследия чемпионата мира, ведь главная задача – не просто организовать проведение матчей, а максимально использовать потенциал турнира для развития конкуретных преимуществ города.

 

Не заблудиться в рейтингах

 

- В последнее время модным стало составлять рейтинги. При всем скептическом отношении к этому процессу, иногда полезно сравнить себя с другими. Где находится Волгоград? Его нынешнее экономическое положение на фоне российских городов - миллионников?

- По большинству показателей социально-экономического развития Волгоград занимает средние и отстающие позиции среди крупнейших городов России. Наиболее существенно отставание от мегаполисов-лидеров по величине среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, числу предприятий и организаций, вводу в действие жилых домов, объему инвестиций в основной капитал, естественному приросту на тысячу человек населения, вводу в действие основных фондов, индексу физического объема оборота общественного питания, общей площади жилых помещений в расчете на одного жителя. Городской округ лидирует по объему добычи полезных ископаемых и развитию отдельных объектов социальной инфраструктуры. Следует упомянуть еще и «лидерство» по удельному весу полностью изношенных основных фондов в их общем объеме. Таким образом, отставание наблюдается по критически значимым показателям технологической оснащенности, инвестиционной и предпринимательской активности, развития строительства и потребительского рынка. Основным препятствием интенсивному развитию Волгограда является его отставание от лидирующих городов-миллионников по численности населения (12-е место из 15-ти городов), что, в сочетании с минимальным среди крупнейших городов уровнем среднемесячной заработной платы, тормозит рост внутреннего рынка и снижает инвестиционную привлекательность. Еще раз подчеркну: у Волгограда есть только один вариант развития – ориентированный на человеческий капитал постиндустриальный сценарий. Других вариантов у города нет.

Беседовала Наталья СПЕКТОРОВА

 

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте