Ключевая цель акции, повторяющейся в последнюю пятницу каждого месяца, – уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и снижение потребления электроэнергии.
– На это время мы выключили все компьютеры, освещение, все устройства, работающие от сети. Быть может, в пределах одного здания положительный эффект от таких мер не слишком очевиден. Но когда речь идет о 42 подразделениях по региону – это уже заметная экономия, – говорит Маргарита Мараховская, инспектор по охране окружающей среды железной дороги по Волгоградскому региону Центра охраны окружающей среды Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». – Акцией охвачены не только административные здания, но и производственные помещения и участки: останавливается работа оборудования, на котором это возможно по технологии, котельные переводятся на энергосберегающий режим, приостанавливаются работы маневровых локомотивов на станциях и движение автотранспорта.
– Каковы главные вопросы Приволжской железной дороги в природоохранной сфере?
– Пожалуй, это вопросы, связанные с работой котельных и тепловозов. Постепенно электрифицируются все новые и новые участки – по всему городу, а также в направлении Астрахани, но все равно кое-где по-прежнему используются тепловозы. Заметное достижение из числа недавних – электрификация участка полотна до Котельниково. Кроме того, котельные одна за другой переводятся с печного отопления или мазута на газ или электрообогрев. Наибольшие загрязнения приносят небольшие угольные котельные, но их число снижается. В прошлом году с угля на электрообогрев перешла котельная на станции Котельниково, а буквально на днях Дистанция гражданских сооружений тоже перевела две печи на электрообогрев.
– Что можно отнести к числу достижений в природоохранной сфере?
– Реконструкцию очистных сооружений Петроввальского ремонтного локомотивного депо. Раньше сточные воды сбрасывались на рельеф местности, теперь же, с начала 2013 года, там действует оборотная система: сточная вода очищается и используется повторно для нужд предприятия. То же самое планируется по локомотивному депо на станции Максима Горького, сейчас ведутся проектные работы.
– Известно, что законодательство в природоохранной сфере становится все более жестким. Какие его изменения коснутся Приволжской железной дороги в 2014 году?
– Меняется норматив по сбросу сточных вод в канализационные сети. Если раньше мы контролировали только производственные стоки, то с января необходимо будет следить и за бытовыми стоками.
– А каковы планы самой Приволжской железной дороги в области повышения экологической безопасности?
– В ОАО «РЖД» разработана и реализуется экологическая стратегия на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года В 2008-м министерство природных ресурсов и экологии России отметило ее дипломом за лучший экологический проект. Стратегия, естественно, продолжает выполняться. Наши коллеги из Саратовской области сейчас вводят раздельный сбор отходов на объектах железной дороги – в ближайшее время аналогичные изменения ждут и наш регион.
Александр АКУЛИНИЧЕВ