> Платная парковка превратила автомобили в роскошь - Аргументы Недели

//Общество

Платная парковка превратила автомобили в роскошь

31 декабря 2013, 12:55 [«Аргументы Недели», Екатерина Алтайская ]

В ноябре 2012 года по московским пробкам впервые ударили главным орудием цивилизации – рублем. Впервые в истории страны парковка в центре стала платной.  В июне 2013-го границы платной парковки расширились до пределов Бульварного кольца, 25 декабря 2013-го – достигли Садового кольца. Москвичи горько шутят: скоро платная парковка дойдет до МКАД… 

Дойдя до Садового кольца, «Московское парковочное пространство» столкнулось  со столь сильным сопротивлением жителей, что власти предложили москвичам… первый в истории города референдум. Чтобы он состоялся,  до 18 января необходимо собрать 143.5 тысяч подписей. Предполагают, что референдум назначат на Единый день голосования – и он пройдет в сентябре 2014 года. Более чем через 9 месяцев после расширения платной автостоянки до Садового кольца.

Москвичей можно понять: новые тарифы на парковку превращают передвижение на автомобиле в роскошь. Стоянка автомобилей в пределах Бульварного кольца  подорожала до 80 рублей в час. Час парковки между Садовым и Бульварным кольцами на 20 рублей дешевле – «всего» 60 рублей в час. Тем, кто работает в центре, один рабочий день обойдется в 600-800 рублей. За месяц парковки  внутри  Бульварного кольца придется заплатить 16 тыс. руб., между Бульварным и Садовым – 12 тыс. руб. Годовой абонемент будет стоить в 10 раз дороже абонемента на месяц: 160  тыс. руб. и 120 тыс. руб. соответственно. Как сообщил глава московского Департамента транспорта Максим Ликсутов, парковочный тариф  повысили, чтобы в центре всегда был запас свободных парковочных мест. В первый же день после подорожания  въезжающих в платную зону автомобилей стало на 4-5% меньше. Ко всему прочему, платить за парковку часто приходится несколько раз.  Парковочное пространство ЦАО разделено на 8 зон. При переезде из одной в другую даже тем, кто парковался не час, а 20-30 минут, приходится вновь платить за стоянку автомобиля.

Трудности с оплатой парковки – дополнительный раздражитель для москвичей. Расплачиваться наличными  дали возможность лишь в сентябре. Терминалы Qiwi, СМС и интернет-сервисы, случается, дают сбой. Иногда  в поисках паркомата приходится побродить по окрестностям. Чтобы избежать штрафа, многие заклеивают номера или паркуются во дворах. В том числе на детских площадках.

«Нет, не против» или «да, не против»?

Мнение москвичей о платной парковке уже известно – несмотря на то, что, по данным ВЦИОМ, 41% жителей столицы поддерживают эту идею. Но, по всей видимости, власти надеются, что референдум поддержит и «Московское парковочное пространство», и его грядущее расширение. До Третьего транспортного кольца – и дальше.  О чем должны сказать москвичи? О том, быть или не быть платной парковке между Садовым  кольцом и Третьим транспортным кольцом. О том, «поддерживают ли они решение Департамента транспорта Москвы о расширении зоны платной парковки до пределов Садового кольца». А решение давно уже принято. Между Садовым кольцом и Бульварным кольцом уже стоят паркоматы и терминалы оплаты. В территорию платной автостоянки превратились более 350 улиц. В городской бюджет потекли «парковочные средства» с новой зоны платной парковки. Если москвичи  скажут, что не поддерживают решение Департамента, согласятся ли с их  мнением местные власти?  

Вопрос, нужно ли столице «Московское парковочное пространство», не ставится ни под сомнение, ни на обсуждение. Организаторы референдума твердо решили: платной парковке быть.  Горожане получили право лишь на символические коррективы. Например, москвичам дали возможность решить, нужно ли жителям зоны платной парковки право бесплатно парковаться по месту жительства. Сегодня за стоянку своей машины у собственного дома жители территории платной парковки вынуждены вносить в бюджет города  3000 рублей в год. Даже эта сумма часто оказываются неподъемной, в особенности для пенсионеров.

Сегодняшний список вопросов референдума не дает возможность выполнить главную задачу: узнать мнение москвичей о том, как сделать жизнь в городе комфортной. Принудительная плата за парковку  и… переполненный общественный транспорт, где еще менее комфортно ,чем в пробке? Это лишь усугубит проблему. На встрече с руководителем Департамента транспорта Максимом Ликсутовым одна из москвичек заявила: «Вы меня заставили пересесть на общественный транспорт. И что я там увидела? Еду, и каждый день вспоминаю вас».

Тем временем опыт столицы уже перенимает Ростов-на-Дону. Но ростовские власти отнеслись к горожанам значительно гуманнее. Стоимость парковки – всего 10 рублей в час, а не 60 и не 80. Автостоянка будет платной лишь в центре – и планирует оставаться в первоначальных границах. А вот вице-мэр Москвы по строительству Марат Хуснуллин подходит к вопросам парковки радикально: «Машин, которые смогут парковаться в центре города, будет все меньше и меньше. Мы запретим паркование на улично-дорожной сети, потому что она колоссально дорогая - отдавать по 18 квадратных метров под парковку - это не позволяет ни один мегаполис мира в центре города».

Альтернатива пробке – час пик?!

По сути, москвичи столкнулись с новым налогом – парковочным. Для многих 12 тысяч рублей в месяц – весьма ощутимая сумма. А одновременно выплатить 120 000 рублей и вовсе невозможно. Единственный выход – перестать передвигаться на своем автомобиле и пересесть на общественный транспорт. Но означает ли это, что в Москве станет проще добираться из точки А в точку Б? Часы пик в столичном метро давно стали визитной карточкой города. И они не менее знамениты, чем московские пробки.  На многих станциях 8-9 утра  нужно пропустить не один состав, прежде чем удастся втиснуться в вагон.  Одни опаздывают, стоя в пробках, другие теряют время, пытаясь взять штурмом общественный транспорт. На работу не приедут вовремя ни те, ни другие – но ожидание в пробке все же комфортнее, чем давка в час пик. В отличие от пробки, толчея опасна для жизни.

Власти запускают новые маршруты общественного транспорта, строят новые линии метро,  выпускают универсальные билеты… Но все это требует значительно больше времени, усилий и средств, чем  введение сборов за парковку. Возможно, в будущем общественный транспорт станет комфортнее, и москвичи сами выберут его. Но сейчас единственная альтернатива автомобилю – давка в метро, автобусах, троллейбусах и трамваях, на которые, к тому же, принудительно пересаживают пассажиров.

Пробки образуются там, где много автомобилей.  Самое простое и очевидное решение вопроса – убрать машины с дорог.  Но пассажиров, одновременно передвигающихся по  одному и тому же маршруту, останется столько же.  Ведь по какой-то причине у них совпали пункт отправления и пункт назначения. По какой именно, должны были понимать московским реформаторам поздней советской эпохи. Именно тогда жителей центра расселяли по окраинам, превращая Москву в классический мегаполис с «офисными» и  «спальными районами». Маршруты тысяч людей совпали. Позднее к этому прибавились безработица и нищенский заработок в маленьких городах. На работу в Москву направилось Подмосковье: многие жители Московской области пять дней в неделю встают в 5 часов утра. Есть ли связь между этими явлениями и платной парковкой?

Вокруг столицы, нарушая даже мегаполисные градостроительные нормы, растут новые высотные кварталы. Крохотная квартира относительно недалеко от МКАД считается за счастье – лишь бы сэкономить хотя бы час пути и вставать по утрам уже не в 5, а в 6. Дай бог, если масштабная программа строительства метро и транспортно-пересадочных узлов  даст результат до того, как терпение разгневанных горожан и «пригорожан» иссякнет.  Иначе, вполне возможно, придется вообще остановить жилищное строительство в столице и ближайших окрестностях. Или оно само остановится – какая радость жить в многоэтажных пригородах? Если рассуждать трезво,  борьба с автовладельцами не поможет людям ни в Москве, ни в Подмосковье.

У некоторых «минусов» есть свои «плюсы»

И все же машин на центральных улицах стало  меньше. Строятся новые пешеходные зоны, и жители оценивают их по достоинству… если они не перекрывают подъезд «скорой помощи». По словам Максима Ликсутова, с ноября 2012 года скорость движения автомобилей в центре выросла на 9%. При этом, правда, люди стали чаще ездить через центр. Но, по утверждениям властей,  данные  парковочных датчиков показали: численность автомашин, въезжающих в пределы Бульварного кольца, снизилась на 25%.  Количество  нарушений ПДД на территории «Московского парковочного пространства» уменьшилось на 65%.  А среднее время стоянки автомобиля уменьшилось в 3 раза.

Возникает вопрос – куда поступают средства, собранные за парковку? Координатор «Общества Синих Ведерок» Петр Шкуматов говорит: платная парковка в Москве –  не решение проблемы, а способ заработать на ней. Личный транспорт останется там, где стоял, но городской бюджет получает новую статью доходов.  «Парковочные деньги» измеряются миллионами. Право взимать штрафы за нарушение правил платной парковки московские власти не так давно отобрали у ГИБДД. Впрочем, часть штрафов, касающихся платной автостоянки, отменил Верховный суд. Например,  штраф в размере 5000 рублей за нечитаемые (прикрытые бумажкой или замазанные краской) номера машины, оставленной на территории платной парковки.

Нецелевого использования новых финансовых потоков пока не заметили. В соответствии с постановлением Правительства Москвы, парковочные деньги передают в управы районов, находящихся в зоне «Московского парковочного пространства». Муниципалитеты  благоустраивают свою территорию сообразно просьбам жителей.

 Максим Ликсутов обещает устранить ряд неудобств. Инвалидам и местным жителям, возможно, разрешат бесплатно парковаться и на городских плоскостных паркингах, а не только на улицах. Скорее всего, семьям жителей центра разрешат бесплатно парковать два автомобиля, а не один. Вице-мэр предложил сделать бесплатной и парковку в нерабочее время – по выходным, праздникам и ночью. Но произойдет это не ранее мая 2014 года.  А пока – москвичам по-прежнему придется платить. 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте