Аргументы Недели → Общество

Из чего лепили украинцев

, 09:10 , Обозреватель отдела Общество

Знаток всего Анатолий Вассерман является в том числе экспертом по украинскому вопросу. Он гражданин Украины и еврей по происхождению, при этом считает себя русским. Родился в Одессе — столице Новороссии. Этот регион был оккупирован Украиной в 1918-м году при участии германских войск. Вассерман не может простить Украине ту оккупацию.

«АН»: Вы только что приехали из Украины…

Вассерман: Не «из Украины», а «с Украины». Я предпочитаю говорить по-русски, а не «национально-сознательно». В ХIX веке оборот «в Украине» был поэтической вольностью. Он встречается несколько раз у Пушкина. У иконы украинства Шевченко, как правило, — «на Украине». Мы говорим «на Курщине», «на Архангелогородчине», «на Черниговщине». Кстати, исходное произношение — не «УкраИна», а «УкрАина». Ударение на предпоследний слог — польский вариант. Понятно, что слово «украина» означает окраину. Аналогично Владимирской украиной называли земли Владимирского княжества (куда входила и Москва), поскольку они были далеки и от столицы (Киева), и от реального финансового центра (Новгорода). Потом, когда владимирские князья стали играть господствующую роль, появилось выражение «Киевская украина». И для поляков эти земли были окраинными. Да, в русском языке слово «край» употребляется не только в значении «окраина», но и как «родной край». Но происхождение названия «Украина» достаточно хорошо прослежено. Во всех письменных памятниках оно употребляется в контексте, означающем окраинные земли.

На Украине часто говорят: интернационализм любого русского — даже самого либерального — кончается там, где начинается украинский вопрос. Это правда. Даже либеральнутому на всю голову русскому довольно тяжело смириться с расколом собственного народа на части.

«АН»: Не только на западе, но и на востоке Украины больше половины населения в ходе переписи называет себя украинцами.

Вассерман: Эх… По результатам российской переписи, в РФ проживает несколько тысяч эльфов. По результатам переписи в Британии, несколько тысяч британцев исповедуют религию «джедай».

В советское время была принята концепция так называемой паспортной национальности. Людям, как правило, записывали в паспорт национальность в соответствии с местом проживания, если они против этого не возражали очень уж активно. Соответственно, географическое название «украинец» превратили в национальность. При другом политическом делении страны появились бы национальности «сибиряк», «курянин» и так далее. Паспортная национальность не имеет ничего общего с реальным этническим самоощущением.

Насколько мне известно, переписчики на Украине очень стараются записывать людей украинцами. Приходится очень сильно возражать, чтобы тебя записали русским. Однако помимо переписей есть и объективные критерии — например, родной язык. В 2008 м году знаменитая социологическая фирма «Гэллап» обследовала постсоветское пространство. Опросный лист составлял несколько десятков вопросов. Участники опроса заполняли листы самостоятельно. Листы были отпечатаны в двух комплектах — на русском и на так называемом титульном языке. На Украине пять из шести участников опроса предпочитали заполнять бумаги на русском. После этого все утверждения, что украинцы на Украине составляют большинство, можно повесить на гвоздик в туалетах украинских правительственных учреждений.

Кстати, у Шевченко вы нигде не найдёте слова «украинец». Он воспринимал свою землю как безусловно русскую. Личные дневники он вёл на русском языке.

«АН»: Но на западе страны всё-таки преобладают те, кто ощущает себя украинцами?

Вассерман: Галичане, действительно, отдельный народ. Над галичанами с конца 1860-х годов проводились различные психологические и хирургические эксперименты. Хирургические в том смысле, что тех, кто отказывался признать себя украинцем и отречься от русской сущности, планомерно уничтожали – с Первой Мировой до Второй Мировой и ещё и в течение десятилетия после. Сперва это делали австрийцы, в межвоенный период – поляки. В Великую Отечественную за это взялись вспомогательные подразделения немецкой полиции, навербованной из галицких нацистов. После войны они сидели в бункерах, построенных немцами, и вылезали наружу, чтобы купить пищу у сочувствующих, а также чтобы пограбить и поубивать тех, кто с ними не согласен. Последних арестовали году в 55-м. Но, поскольку тогда наверх уже пробивался Хрущёв, уже через пару лет этих полицаев стали выпускать и даже возвращать на родину. Местные жители восприняли это как свидетельство безнаказанности убийц. С тех пор в Галичине просто боятся всерьёз противоречить им.

Конечно, далеко не все сегодняшние галицкие нацисты являются потомками тех недобитых полицаев. В галицкий нацизм быстро переориентировалось великое множество профессиональных партработников, когда стало ясно, что красное знамя уже не греет, они накрылись знамёнами других расцветок.

Надо сказать, коренного населения на юге Руси после монгольского нашествия почти не осталось (порядка 50 тыс. человек). Украинцы – потомки тех русских, кто пришёл на эти земли с других территорий. Но, чтобы вновь сделать галичан русскими, потребуется несколько десятилетий кропотливого труда, на который сейчас мало кто может пойти.

«АН»: Разве западенцы – не русифицированные поляки?

Вассерман: Польской крови там мало. Это в основном русские с изрядной добавкой соседних народов – словаков, венгров, румын. Основа, повторяю, – русская. Но галицкий язык (в отличие от украинского языка, который остаётся в рамках русского синтаксиса) – именно самостоятельный язык. Он вобрал в себя много синтаксических оборотов из венгерского и румынского.

«АН»: Говорить, что Сталин присоединил к Украине польские земли, – это неправильная постановка вопроса?

Вассерман: Неправильная. Джугашвили в сентябре 1939 года занял только те русские земли, которые были захвачены Польшей в 1920 году. Единственное исключение – Белостокские и Львовские воеводства, где преобладали поляки. Советский Союз присоединил их по военным соображениями: чтобы можно было ударами с флага пресечь наступление немцев в коридоре между Белостоком и Львовом. После войны Белостокское воеводство было возвращено Польше. Львовское – не вернули, поскольку галицкие нацисты уничтожили основную часть поляков с целью лишить советских партизан кормовой базы.

Рассказывают такой эпизод Ялтинской конференции. Черчилль сказал, что Львов никогда не был в составе России (это, кстати, неправда, поскольку он был в составе Руси до Батыева нашествия). Джугашивили ответил: «А Варшава – была».

«АН»: Евромайдан состоит в основном из галичан?

 Вассерман: Нет. Их там, действительно, очень много, но основную часть митингующих составляют активисты из других регионов – в основном из центра Украины. Есть и некоторое количество деятелей с востока. У себя дома они составляют явное меньшинство, поэтому им приятно хоть ненадолго почувствовать себя большинством, и они с удовольствием едут на площадь Независимости.

Всё дело в том, что непрерывно идёт пропаганда в галицком духе. История вопроса такова.

Когда в России отменили крепостное право в 1861 году, польские шляхтичи не захотели отказываться от своих крестьян (хотя формально крепостное право в Польше было упразднено польской конституцией в 1815 году). Кстати, польское крепостное право было несоизмеримо тяжелее русского. В России крестьянин трудился на барина три дня в неделю, а другие три дня – только на себя (работать по воскресеньям Церковь запрещала). В Польше такого ограничения не было: у многих шляхтичей крестьяне трудились на барщине шесть дней в неделю, а на себя – только по ночам. 

Так вот, желая сохранить власть над крестьянами, польская шляхта подняла восстание против России под лозунгом «за нашу и вашу свободу», хотя свободы в России, повторяю, было больше. Расчёт был такой: Россия начнёт подавлять восстание и толкнёт польских крестьян на сторону шляхты либо, испугавшись общественного мнения в Европе, откажется от Польши. Русское правительство нашло простой выход. Оно объявило, что земли участников восстания будут переданы крестьянам – на существенно более льготных условиях, чем те, которые действовали в России. В результате сами же польские крестьяне забили восстание шляхты, даже особого оружия не понадобилось.

Польские общественные деятели пришли к верному выводу: для успеха подобных дел в дальнейшем необходимо отделить украинцев от остальных русских. Технической возможности для массовой агитации в этом духе у поляков не было, но к делу подключилась Австрия.

«АН»: А ей-то зачем это понадобилось?

Вассерман: Австрия проиграла Пруссии очередную войну за лидерство в объединённой Германии. Её не стали включать в состав Германии даже на условиях младшего партнёра, потому что более половина территории Австрии была населена не немцами (чехами, словаками, венграми, хорватами, итальянцами), а Пруссия слишком намаялась с онемечиванием доставшейся ей части Польши и теперь хотела строить исключительно немецкое государство. Соответственно, Австрии пришлось перенацелить свои интересы с запада на юг и восток – на зону интересов Российской империи.

Австрия была намного слабее России и при любой попытке силового столкновения один на один гарантированно проигрывала. Поэтому австрийцы применили, как говорится, неконвенционное оружие – стали финансировать польский проект по превращению южной части русских в отдельный народ.

«АН»: Каким образом осуществлялся этот проект?

Вассерман: Сперва изготовляли язык. Из всех южнорусских диалектов выбирали слова, наименее похожие на уже сложившуюся русскую литературную норму. Аналогичным образом на базе западнорусских говоров изготовлялся белорусский язык. Все ходы этого процесса прослежены, так как протекал он недавно, а все его участники между собой переписывались.

Конечно, любой литературный язык в той или иной мере отборный, но обычно литераторы выбирают из живой речи слова наиболее выразительные. А тут задача выразительности вовсе не ставилась. Эту работу проводили несколько литераторов – и в Российской империи, и в Австрийской. Самый известный из них – Пантелеймон Кулиш.

Затем занялись сочинением истории. Во Львовском университете специально создали кафедру для Михаила Грушевского. Он, в частности, прославился тем, что при публикации старых документов методично заменял «Русь» на «Украину», а «русский» – на «украинский». А также тем, что объявил формирование трёх языковых ветвей не следствием, а причиной распада Руси. На самом деле, как показали современные исследования, до монгольского нашествия разделение русских диалектов на группы было совершенно другим. Они делились, грубо говоря, не на северные и южные, а на восточные и западные. Почти на одном и том же языке говорили что в Киеве, что во Владимире. А в западном Новгороде говорили существенно иначе. Да и вообще, феодальная раздробленность охватила всю Европу, и никакие дополнительные причины для русской раздробленности не требовались.

«АН»: Как русский центр попускал эту пропаганду?

Вассерман: Львов тогда входил в состав Галичины, Австрийской империи. Русские делали что могли. В частности, запрещали ввоз из Австрии агитационных фальшивок. А вот советская власть сама ухватилась за идею украинцев и белорусов как отдельных народов. Согласно коммунистическому учению, победа социализма возможна только в рамках всего мира. Если революция победит в отдельных странах, то капиталисты других стран сделают всё возможное, чтобы так или иначе задавить эту революцию. А на Западе идею мировой революции провозгласили продолжением русской имперской экспансии. И, чтобы доказать обратное, большевики стали усиленно рекламировать расцвет наций в социалистическом государстве. Они сделали для украинизации юга России (и для белоруссизации запада России) несравненно больше, чем австрийцы. На роль основных учителей украинства пригласили галичан.

Украинизация проводилась разными методами – в том числе довольно свирепыми. В частности, в 20-е годы за общение на русском языке на работе можно было оказаться исключённым из партии со всеми вытекающими. Нынешняя Украина – это и материально, и ментально творение в первую очередь коммунистов. Именно поэтому национально-сознательному украинцу положено их ненавидеть. Как известно, злой человек ненавидит всякого, кто творил ему добро.

«АН»: У Вас есть прогноз, чем закончатся волнения в Киеве?

Вассерман: Боюсь, такого прогноза нет ни у кого. Трудно было предвидеть, что Янукович и Пахло (Азаров по жене) в последний момент откажутся подписывать соглашение об ассоциации с ЕС. Но я могу дать долгосрочный прогноз. Украина (по крайней мере, восточная) обязательно вернётся в границы России. Воссоединение необходимо, а необходимость рано или поздно найдёт возможность.

«АН»: А от западной Украины проще отказаться, чтобы у русских по поводу неё голова не болела?

Вассерман: Если бы Россией руководили большевики, то я бы рекомендовал власти заняться в Галичине восстановлением русского самосознания. Для начала достаточно добиться, чтобы русские там не опасались своей русскости. Если за очередную зажигательную бомбу в штаб-квартиру русского общества во Львове немедленно сажать, это будет первым шагом. Но, к сожалению, сейчас на Украине и во всей остальной России руководят люди, думающие о реакции Запада на свои действия больше, чем о результате своих действий. На это есть достаточно серьёзные причины: у нас пока мало сил для серьёзной драки. Однако нельзя забывать, что победа не добывается отступлением — она всегда у чужих ворот. Когда в России это осознают — не берусь даже гадать. Поэтому нынешнему руководству РФ и Украины, если б они спросили моё мнение, я бы рекомендовал отпустить Галичину в свободное плавание.

«АН»: Кто, на ваш взгляд, стоит за Евромайданом?

Вассерман: Во-первых, это компрадоры – те, чей бизнес напрямую зависит от взаимоотношений с заграницей. Во-вторых, это ЕС, которому Украина нужна в качестве корма, чтобы хоть ненадолго продлить своё существование. В-третьих, это Америка. Ей важно не допустить воссоединение с остальной Россией, так как в этом случае Россия станет серьёзным экономическим конкурентом (грубо говоря, очень многие вещи становятся возможны только при определённом размере единого хозяйства).

Януковичу досталось такое наследство от Ющенко, что даже при грамотной политике нельзя исправить ситуацию в короткие сроки. При Кучме экономика Украины демонстрировала рекордный в Европе рост. При Ющенко – рекордный в Европе спад.

«АН»: Если так, то почему украинцы наступают на те же грабли и выходят на Майдан?

Вассерман: Знаете, чем отличается хомяк от крысы? Пиар-менеджером. Дальше объяснять?

«АН»: У Кличко и прочих такой волшебный пиар?

Вассерман: Дело не только в Кличко и прочих. Идея украинства насаждается любыми властями независимой Украины. Они прекрасно понимают, что украинцы – часть русского народа, что украинцы не нуждаются в отдельном государстве. Но правители Украины очень уж хотят быть самостоятельными правителями. Ради того, чтобы ходить в чужих аэропортах по красной ковровой дорожке, они готовы красить эту дорожку кровью своих соотечественников.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram