Аргументы Недели → Общество № 50(392) от 26.12.2013

Нулевой цикл

, 18:18

Перечисляя самые важные события уходящего года в межэтнической сфере, большинство экспертов называют массовые выступления граждан в регионах, связанные с тем или иным конфликтом. Однако наряду с этим именно в 2013 г. приняты решения, которые повлияют на национальную политику страны на годы вперёд.

Трубы и отношения

Частота аварий на теплотрассах в глубинке зимой, увы, растёт. Специалисты только руками разводят – трубами с советских времён не занимались, вот и рвёт где ни попадя. Пугачёво и Бирюлёво, Матвеевский и Арзамас – география «рванувшего» недовольства граждан межнациональными отношениями в 2013 г. ширилась пугающими темпами. И тут тоже нечего удивляться – межнациональной политикой в стране толком не занимались с тех же советских времён.

По иронии судьбы и злосчастными трубами, и национальным вопросом у нас в стране до недавнего времени ведали в одном министерстве. На вопли недовольных первые лица государства ещё недавно невозмутимо отвечали, мол, нечего чиновников плодить и делать отдельное ведомство по межнациональным отношениям. Нас с улыбкой уверяли, что отношений этих – межнациональных – на самом деле нет, а есть исключительно проблемы в социальном неравенстве развития регионов. Вот как подтянем экономику везде, так все косые взгляды друг на друга между согражданами тут же и исчезнут.

Этот год показал, что проблема сложнее, она не отменяет, конечно, социально-экономического фактора, но им одним явно не исчерпывается.

По спирали

После вычленения из Министерства регионального развития РФ сначала Госстроя, а потом и всей сферы ЖКХ к концу этого года стало окончательно понятно, что из Минрегиона де-факто сотворили Миннац образца 1996 года. Помимо межнациональных отношений в его ведении теперь остались программы по переселению соотечественников, вопросы казачества и коренных малочисленных народов, да ещё несколько значимых проектов, например развитие Соловков. Однако в отличие от середины девяностых, когда министерство не имело практически никаких средств на реализацию своих полномочий, на сей раз пусть и весьма скромные, но деньги Минрегиону оставлены – в рамках целевых программ.

То, что в стране принята федеральная целевая программа (ФЦП), направленная на формирование гражданской нации, переоценить сложно. Впервые за долгие годы государство чётко обозначило свои приоритеты, заявило, что не будет спокойно смотреть на разного рода тенденции, расчленяющие народы страны по этническому принципу. Насмешек над ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» в экспертном сообществе было немало, однако критиканы, кроме усердного ёрничания, так и не смогли предложить альтернативу сколько-нибудь системного характера.

В поисках подрядчика

По-прежнему головной болью для государства являются институты гражданского общества. Вернее – их отсутствие. И вроде бы полно национально-культурных организаций, которые эмоционально выступают на различных круглых столах, но как только случаются проблемы, а то и стычки с этническим окрасом, представителей этих структур чаще всего не видно и не слышно. На одной из встреч с лидерами этнических организаций замглавы администрации президента РФ Магомедсалам Магомедов дажезаявил, что у власти порой возникают сомнения, а представляют ли лидеры некоторых структур кого-нибудь на самом деле кроме себя и пары активистов из числа ближайших родственников. Однако руководители национально-культурных объединений от ответа деликатно уклонились.

Только отвечать на него всё равно придётся. Ведь в нынешнем году – опять же впервые – выделялись президентские гранты именно на этнокультурные проекты. Более 70 проектов получили деньги от государства. В ноябре этого года они приступили к реализации своих планов, значит, через пару месяцев сможем оценить первые результаты.

Фестивали vs ксенофобии

В идеале этнокультурные НКО должны стать не просто исполнителями, а партнёрами государства в процессе гармонизации межнациональных отношений.

– Проекты должны быть действительно серьёзными, одними фестивалями ксенофобию не победишь, – считает генеральный директор Федеральной еврейской национально-культурной автономии (ФЕНКА) Евгения Михалёва.

Пока же национальным объединениям похвастаться особо нечем. Исследование ФЕНКА показало: 95% межнациональных проектов инициированы органами госвласти, а вовсе не национальными организациями. Последние по-прежнему предпочитают проводить концерты и водить «хороводы дружбы».

На недопустимость исключительно фестивально-карнавального подхода к национальной политике со стороны некоторых госструктур обратил внимание представителей регионов на парламентских слушаниях в Госдуме замглавы управления президента по внутренней политике Михаил Белоусов.

Рог изобилия

Судя по методичности, с которой от регионов требуют не формальной, а очень конкретной, да ещё и с учётом местной специфики, программы действий по реализации стратегии государственной национальной политики, тихо просаботировать указания федерального центра на сей раз им вряд ли удастся. И прежде всего потому, что речь идёт не о хаотичных попытках власти сделать хоть что-нибудь. Начала вырисовываться система ценностей, приоритетов, методов достижения.

На первый взгляд в уходящем году указы, распоряжения и иные регламентирующие акты относительно межнациональных отношений сыпались словно из рога изобилия. Однако при ближайшем рассмотрении во всём этом можно углядеть и долгожданную логику.

Сначала появляется стратегия как сумма идей, затем с трудом и позже намеченного срока, но всё же утверждён инструмент воплощения этих идей – ФЦП. Параллельно предпринята попытка разбудить грантами этнические и межнациональные НКО. Затем местную власть наделяют ответственностью за межэтническую обстановку на своих территориях. Следом вводят обязательный ликбез для чиновников сверху донизу на тему этнического многообразия страны, которой им выпало управлять.

Инженерия

Сложно принимать верные решения, не обладая полнотой информации. Именно дефицит объективной картины происходящих в стране тенденций призваны восполнить центры мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений. Любопытно, что уже на старте возникло некое соперничество центров государственных и общественных. Не менее интересно будет уже в следующем году сравнить результаты их работы. Как, впрочем, и узнать, кого первого наградят общероссийской премией «За вклад в укрепление единства российской нации». Наверняка не обойдётся без бурных обсуждений создание некоммерческого фонда поддержки мероприятий и общественных проектов, направленных на укрепление гражданского единства и гармонизацию межэтнических отношений.

При всей проблематичности и конфликтности выстраивание политики межнациональных отношений внутри страны в уходящем году налицо. Фактически пройден, как говорят строители, нулевой цикл, т.е. заложен добротный фундамент, и, если не отклоняться от инженерно-политических расчётов, то есть все шансы в весьма обозримом будущем возвести на нём очень приличное здание гармоничных отношений ответственных и неравнодушных граждан многонациональной России. Только расслабляться не стоит: мы лишь в начале трудового процесса, нам ещё строить и строить. Чего, собственно, всем нам искренне желаю в новом году!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram