Аргументы Недели → Общество № 50(392) от 26.12.2013

Время обид прошло

, 15:07

Заместитель председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Михаил СЛИПЕНЧУК посетил парламент Литвы по приглашению вице-спикера литовского Сейма Гедиминаса Киркиласа. Своими впечатлениями он поделился с редакцией «АН».

- Как прошла встреча с вице-спикером Сейма Гедиминасом Киркиласом?

–Мы проговорили полтора часа, он вызывает доверие и искреннее уважение. Опытный политик, социал-демократ, понимает все плюсы и минусы российско-литовских отношений.

До прихода к власти социал-демократов большинство мест в парламенте Литвы занимали консерваторы, бескомпромиссная однобокая политика которых привела к напряжению отношений между Литвой и Россией. Ещё в 2000 году Сейм принял оскорбительный для России закон «О возмещении ущерба от советской оккупации», который окончательно охладил отношения. В настоящее время литовские политики ищут варианты выхода из политического кризиса.

– Есть выход из сложившейся ситуации?

–Проведу символическую параллель между двумя странами – соседями России: Литвой – на западе и Японией – на востоке. Обе страны из-за бескомпромиссных политических разногласий не получают экономических преференций и выгод.

Долгое время Россия и Япония не могли сблизиться. Лишь полгода назад состоялись официальный визит в Россию премьер-министра Японии С. Абэ и его встреча с президентом России Путиным. Были предложены варианты сотрудничества для сближения позиций. Японии требуются дополнительные энергетические мощности, российский газ и другие природные ресурсы. России – инвестиции и технологии. В результате такого «политического потепления» объём взаимных экспортно-импортных операций начал быстро расти.

В российско-литовских отношениях также необходимо стать прагматичными и найти взаимную экономическую выгоду. Но нынешняя антироссийская политическая риторика ряда литовских руководителей препятствует этому. Между тем обе страны могут принести друг другу неоспоримую экономическую выгоду. Литве нужны электроэнергия и газ, рынок сбыта продукции. России – надёжный транспортный коридор для пассажиров, грузов (в том числе военных), газа и электричества в Калининград, удобный выход к Балтике.

У меня сложилась уверенность, что мои собеседники это понимают и готовы к сближению. Гедиминас Киркилас предложил возобновить литовско-российские межпарламентские отношения.

На мой взгляд, для взаимопонимания весьма полезно регулярное взаимодействие между Думой и Сеймом. Всё это будет способствовать быстрому принятию необходимых для обеих сторон решений.

– Каковы возможности сотрудничества между Калининградом и Литвой?

– У Калининградской области есть важное преимущество, которое одновременно является и её недостатком, – это географическое положение. Соседство с Евросоюзом, с Литвой, с Польшей. И при этом «островная оторванность» от «большой земли», транспортная зависимость от соседей.

В Калининградской области необходимо развивать отрасли, в которых Россия традиционно сильна, чтобы быть европейским форпостом России. Область должна развиваться как диспетчер российской энергетики для Европы, управляя газовыми хранилищами, АЭС и транзитом электроэнергии. Калининград может стать мощным логистическим центром, совмещающим морские, железнодорожные и авиационные перевозки.

Сейчас Калининград экономически зависим от Литвы, через территорию которой проходит транзитный маршрут и транспортировка газа. Нынешняя правящая коалиция Литвы, как мне представляется, готова к восстановлению добрососедских отношений, необходимых для взаимовыгодного экономического сотрудничества.

– В ходе поездки вы встречались с ключевыми фигурами энергетической отрасли Литвы. Какое впечатление от этих встреч?

–Я встречался с главой энергетического холдинга Lietuvos energija Далюсом Мисюнасом, советником премьер-министра Литвы Ириной Урбонавичуте и министром энергетики Ярославом Неверовичем. Беседовали очень откровенно. Lietuvos energija заинтересована в сотрудничестве с Россией и подтверждает свою готовность обсуждать экономические вопросы без политического контекста.

Министерство энергетики в Литве сегодня является одним из ключевых, поскольку развитие промышленности напрямую зависит от стоимости электроэнергии. Литва заинтересована в увеличении потребления газа и электроэнергии. Однако считает несправедливой их цену, которая существенно выше, чем для Латвии и Эстонии.

Переговоры с «Газпромом» заморожены. Причины известны: в октябре 2012 года предыдущее литовское правительство подало иск против российского газового концерна в Стокгольмский арбитражный суд на сумму почти в 1,5 миллиарда евро. В дополнение к этому Литва начала строить терминал, который будет принимать сжиженный газ из других стран, что неминуемо приведёт к снижению потребления газа, поступающего из России. Подобная ситуация весьма тревожна. В 2015 году у Литвы заканчивается договор с «Газпромом». Литва рассчитывает на его продление и смягчение цен, однако политические препятствия пока не позволяют договориться.

– Значит, с Литвой снова можно вести дела?

– Верно. В ходе переговоров я увидел, что нынешние литовские политики и государственные деятели готовы к гибким политическим решениям застарелых проблем. Приходит осознание того, что необходимо начинать жить по-новому, перешагнуть через исторические обиды. Это принесёт пользу народам обеих стран. Литовская сторона готова обеспечивать надёжный калининградский транзит, но для Литвы также важен и новый газовый контракт.

Хочу обратить внимание российских политиков и бизнесменов на меняющийся политический климат Литвы. Перемены скоро могут стать позитивным базисом для будущего взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами, а значит, и для развития Калининградской области.

– Литва сейчас председательствует в ЕС. И мы знаем, что в Вильнюсе прозвучали довольно резкие заявления в адрес России в связи с ситуацией вокруг решения Украины отложить подписание соглашения об ассоциации с ЕС. Как, на ваш взгляд, это может отразиться на наших отношениях с Литвой? Как бы вы прокомментировали решение Украины?

–Все эти заявления – часть политической игры. Вопрос – кому это выгодно? И на Украине, и в Литве (читаем – в Евросоюзе) есть силы, которым выгодна дестабилизация. Но поскольку «политика – это концентрированное выражение экономики», то Украине экономически выгоднее не принимать жёсткие условия ЕС, а развивать уже отлаженные торгово-экономические отношения с Россией, Казахстаном, Белоруссией. Украина исторически интегрирована в общее с Россией социально-экономическое пространство, разрушение которого будет бедствием для наших народов.

Уверен, рано или поздно эволюция выведет наши отношения с соседями на новый уровень, когда экономическая заинтересованность и взаимное уважение выйдут на первый план. Революции отбрасывают цивилизации далеко назад, и только эволюция способствует успешному поступательному развитию. История России тому подтверждение!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram