В условиях резкого охлаждения отношений между Саудовской Аравией и США Россия имеет шансы извлечь серьезную выгоду. Следует напомнить, что их «разлад» окончательно оформился в результате заключения Женевских соглашений, легализующих ядерную программу Тегерана, стратегического противника Эр-Рияда. В Саудовской Аравии это расценили как предательство со стороны американского союзника.
Ярость представителей саудовского руководства обусловлена и тем, что Вашингтон явно не пожелал решать силой и сирийский вопрос. Они также были недовольны всё более возрастающим давлением со стороны США в отношении соблюдения прав человека, в том числе женщин, считая это недопустимым вмешательством во внутренние дела королевства.
И хотя пока полного разрыва в их отношениях не произошло, несмотря на продолжение между двумя странами военно-технического сотрудничества, его параметры уже не могут удовлетворить Саудовскую Аравию. Так, Вашингтон отказался поставить Эр-Рияду новейшие образцы вооружений, включая ударные БПЛА (реализация соответствующих сделок является важным индикатором уровня взаимодействия США со своими союзниками), ракеты «земля-земля», а также особо мощные высокоточные авиационные бомбы. Последние могут использоваться для уничтожения защищенных заглубленных объектов (их характерными образцами служат работающие на иранскую атомную отрасль заводы) и др.
Саудовская Аравия против США
В этой связи следует напомнить о последнем индикаторе, свидетельствующем о том, что Эр-Рияд не станет спокойно наблюдать за усилением Тегерана. Это публикация во влиятельной американской газете The New York Times 17 декабря крайне жесткой статьи посла Саудовской Аравии в Великобритании принца Мухаммада бин Навафа бин Абдулазиза ас-Сауда. В ней этот дипломат в резких выражениях предупредил США о том, что в создавшихся условиях, угрожающих самому существованию Саудовской Аравии, она будет действовать решительно и самостоятельно. Под этим подразумевается сдерживание шиитской экспансии в регионе в условиях, когда Тегеран и Эр-Рияд уже фактически ведут войну по всему периметру саудовских границ от Бахрейна и Ирака до Йемена.
И это не является последним «саудовским предупреждением», поскольку Эр-Рияд уже перешел «красную черту», приступив к реальным антиамериканским действиям. Наглядным свидетельством тому служат действия саудовских спецслужб против «оставленного» американцами в Ираке режима Нури аль-Малики, а также в Афганистане и Пакистане, которые тем самым пытаются надавить на самые больные американские «мозоли». И в этой ситуации происходит еще большее углубление противоречий между прежними союзниками.
Учитывая то, что США десятилетиями являлись гарантом безопасности Саудовской Аравии, она нуждается в поиске других внешнеполитических партнеров, сотрудничество с которыми позволило бы не только минимизировать потери от действий Обамы и как можно сильнее отплатить ему «за предательство». Они готовы продемонстрировать это как в плане экономическом, военно-техническом и геополитическом, в первую очередь взаимодействуя на этом поприще с прочими недовольными действиями США. Среди них Турция, также раздраженная отходом Обамы от силового решения сирийского вопроса и «заигрыванием» Вашингтона с курдскими «сепаратистами».
Также Саудовская Аравия заметно углубляет сотрудничество с другим «лузером» Женевских соглашений – Израилем – не только по линии спецслужб, но и в политическом плане, о чем наглядно говорит активный обмен высокопоставленными делегациями (речь в том числе идет о появлении в Тель-Авиве группы влиятельных саудовских военных во главе с заместителем министра обороны принцем Салманом). И это не случайно: последние события усилили позиции «ястребов» среди представителей как израильской, так и саудовской элит, считающих, что необходимо срочно предпринимать реальные меры противодействия в отношении Ирана.
Между тем, России следует отдавать себе отчет, что на этом борьба против Ирана не закончена и что ни Израиль, ни Саудовскую Аравию, несмотря на их катастрофический Женевский проигрыш списывать «в архив» не стоит. И если им удастся объединить усилия, против силы в виде сочетания израильского изощренного интеллекта и саудовских бешеных денег будет трудно что-то противопоставить. И это обстоятельство придется учитывать и России.
Еще один момент – углубление взаимодействия со старым союзником в лице Пакистана в том числе по вопросу использования его ядерного потенциала. При этом саудовское руководство способно еще больше содействовать ухудшению отношений между ним и США, поскольку за время своего нахождения у власти администрация Обамы Вашингтон заметно обострил их и с этим прежним союзником. А это, в свою очередь, способно еще больше осложнить для американцев ситуацию в том же Афганистане.
В этой ситуации Эр-Рияд также демонстрирует готовность сменить Вашингтон как главного партнера по ВТС в пользу Парижа и других европейских игроков. Не случайно, что в последние недели французское и саудовское руководство заметно усилили взаимодействие как по линии спецслужб, так и по военно-технической части, а также в поставках Эр-Рияду специальных средств для подавления массовых беспорядков. В данном случае Саудовская Аравия демонстрирует готовность повторить «дрейф» ОАЭ в сторону Франции, которые уже не только активно закупают у неё оружие, но и разместили на своей территории французские военные базы. В этом случае представители американского военпрома в результате уже в ближайшей перспективе могут лишиться столь лакомого куска, как саудовский рынок ВТС, объем которого в некоторые годы исчисляется десятками миллиардов долларов.
Россия, Египет и саудовские деньги
Разумеется, что подобная ситуация отражается и на российских интересах в регионе. Достаточно указать на последние многомиллиардные договоренности между Россией и Египтом по закупке российского вооружения. А это важнейший индикатор, демонстрирующий окончание эпохи Кэмп-Дэвидских соглашений, начавшейся в 1978 г. и символизировавшей переход Каира, прежнего главного арабского союзника Москвы, в орбиту Вашингтона.
То есть спустя треть века после этого крупнейшего геополитического поражения она готовится вернуться в Египет, совершив своего рода реванш. И – важнейший нюанс: ей в этом помогает, казалось бы, заклятый враг – Саудовская Аравия, которая столько сделала прежде для обострения в мусульманских регионах России и зоне ее стратегических интересов в Центральной Азии. Собственных средств у Египта нет даже на закупку продовольствия, не говоря уже о военно-техническом перевооружении, которое будет осуществлено на саудийские средства.
Уже сейчас Саудовская Аравия использовала заметное охлаждение отношений нынешних египетских властей с Западом для того, чтобы с помощью финансовых рычагов превратить Египет из конкурента в свой «доминион». И в случае соединения под контролем Эр-Рияда уже имеющихся у него финансов и крупнейших в регионе людских резервов он получит в итоге мощный ресурс для воздействия на ситуацию в регионе.
Вместе с тем, Эр-Рияд не просто «уводит» за собой оказавшийся в трудной политико-экономической ситуации Египет, нынешние власти которого вступили в конфронтацию с Западом из-за репрессий против «братьев-мусульман», но и демонстрирует готовность поделиться своими достижениями с Россией и пустить в регион конкурента США. И одновременно создает возможность для возвращения к ситуации 2007 г., когда благодаря личной активности Владимира Путина стороны заключили многомиллиардные соглашения в сфере ВТС, но которые под нажимом США так и не были выполнены.
Теперь, когда отношения между былыми союзниками испорчены на неопределенный срок (по крайней мере, до конца нынешнего президентского срока Обамы), ситуация представляется благоприятной для того, чтобы взять «реванш». Разумеется, что всё это произошло не от внезапной «вспышки любви» саудитов по отношению к России. Подобная ситуация сложилась благодаря действиям самих США, которые после свержения египетскими военными президента Мохаммеда Мурси снизили параметры военно-технического сотрудничества с Каиром. Тем самым Эр-Рияд уничтожает американское влияние в тех странах, с которыми Вашингтон десятилетиями выстраивал свои отношения, восстанавливать которые рано или поздно придется, но сделать это в условиях потери прежнего доверия будет крайне трудно. И теперь благодаря Саудовской Аравии эту лакуну готова занять Россия.
В этой связи перед Россией могут открыться очень заманчивые перспективы, которые зависят от того, как Кремль проанализирует изменившуюся ситуацию, и как именно он будет работать в этих условиях. Как известно, Саудовская Аравия является одним из крупнейших в мире покупателей оружия. При этом уже в ближайшее время она должна еще больше закрепить за собой это место: Эр-Рияд принял решение о создании к концу 2016 г. собственного иностранного легиона из представителей стран региона – «Армии Мухаммеда» численностью до 250 тысяч человек, основу которой должны составить пакистанские, египетские, иорданские и прочие военные из стран региона.
Разумеется, России, учитывая её прежние непростые отношения с этой страной, необходимо продавать вооружения обдуманно. Но в определенной степени «накачивание» Саудовской Аравии российским оружием, как это ни покажется на первый взгляд, вполне отвечает интересам Москвы.
Во-первых, в данном случае последствием такого шага будет неизбежная политическая привязка Эр-Рияда к Москве. Во-вторых, последней на настоящем этапе невыгодно резкое изменение имеющихся центров силы в регионе, подразумевающее «падение» Саудовской Аравии и возвышение Ирана, который, учитывая его исторические амбиции на Кавказе, неоднократно приводившие к войнам с Россией, необходимо уравновесить и связать его активность борьбой с соседями. В любом случае, иранское руководство отличает прагматизм и оно не будет открывать «кавказского» фронта, не решив свои дела на фронте «южном», саудовском.
В условиях растущей иранской мощи и связанности Саудовской Аравии активностью Тегерана в регионе, нам не следует опасаться того, что завтра оно будет использовано против наших интересов. Сложилась такая ситуация, при которой Саудовская Аравия, имея столько «почитателей» из числа своего ближнего окружения, даже при желании обратить повышенное внимание на Россию не сможет этого сделать в ближайшей перспективе.
И в-третьих, как показала история с тем же Египтом, в сфере ВТС «свято место пусто не бывает». И в случае отказа от сотрудничества той или иной страны возникающие лакуны быстро заполняются её конкурентами. В данном случае европейскими, которые в случае нашего бездействия и извлекут основные выгоды из американо-саудовской ссоры, наживая десятки миллиардов долларов на подобном сотрудничестве.
Учитывая сложившуюся ситуацию, у России также есть шанс добиться и получения многомиллиардных контрактов к уже немногим имеющимся в нефтегазовой сфере. Поэтому Москве следовало бы предвосхищать интересы Эр-Рияда и предлагать сделки в обход не только американцев, но и французов, одновременно предпринимая действия по усилению раскола между Саудовской Аравией и США, и перенаправлению тем самым активности Эр-Рияда во вред интересам своих конкурентов.
В этой ситуации России необходимо воспользоваться сложившейся ситуацией «хаосизации» американской внешней политики и если не занять оставленные США на Ближнем Востоке лакуны, то извлечь из этой ситуации максимальную выгоду. Поэтому от быстрой, четкой и спланированной реакции России на это во многом будут зависеть не только её экономические интересы, но и стратегическая безопасность. Разумеется, взаимодействие с Саудовской Аравией, имеющей нередко полярные по отношению к Москве интересы, представляется не только сложным, но и в определенном смысле опасным делом. Но это уже во многом вопрос искусства и профессионализма наших спецслужб и МИДа, а также высших руководителей страны.
Исторический аспект российско-саудовских отношений
Но, казалось бы, аргументом против подобных сделок служит то, что исторически отношения между нашими странами были, мягко говоря, непростыми. И саудовские правящие «старцы» никогда не испытывали дружеских чувств по отношению к России. Так, в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) хранятся любопытные документы, подписанные в 1919 г. правителями Неджда и Хиджаза, государственными образованиями, впоследствии вошедшие в состав Саудовского королевства. В них содержался официальный и достаточно резкий отказ помогать белой Добровольческой армии, руководство которой пыталось привлечь правителей аравийских монархий на свою сторону, мотивируя это необходимостью сражаться против «богоборческой красной армии».
С другой стороны, следует заметить, что и без того враждебное отношение саудовских правителей к «атеистическому» режиму в Москве еще больше обострилось в 1979 г. в связи с вводом советских войск в Афганистан. Они усмотрели «попытку коммунистов, мечтающих о свержении аравийских монархий, подобраться к ближневосточной нефти».
Падение КПСС и развал СССР не изменили в корне этого отношения к Москве, поскольку Эр-Рияд почти открыто поддерживал действия северокавказских сепаратистов, в том числе по каналам спецслужб.
Впрочем, перспективы развития двусторонних отношений могут показаться на первый взгляд незначительными и из-за существующей разницы взглядов Москвы и Эр-Рияда на ключевые проблемы современности. Так, почти три последних года отношения между нашими странами были крайне напряженными из-за Сирии, поскольку Москва отбивала через Совет Безопасности ООН все попытки дипломатического и санкционного воздействия на режим Башара Асада и параллельно оказывала ему жизненно-важную помощь материального и военно-технического характера. А саудовское руководство, в свою очередь, выступало одним из главных антагонистов официального Дамаска.
Не случайно, что степень накала в отношениях между нашими странами достигла предела. Так, после подписания договоренностей о химическом разоружении Дамаска Саудовская Аравия открыто отказалась следовать Женевским соглашениям, касающимся Сирии и Ирана. Она не захотела в октябре занять место непостоянного члена Совета Безопасности ООН, тем самым продемонстрировав нежелание признавать юрисдикцию этого важнейшего органа, ответственного за глобальную безопасность, равно как и роль России в нем как одного из главных её гарантов и «судей».
Примечательно, что вместе с Турцией и Францией она параллельно выступила за реформирование Совета Безопасности ООН в сторону расширения его состава за счет предоставления в нем постоянного коллективного членства арабским странам, а также ограничения использования права вето при решении важнейших международных вопросов. А это явно противоречит интересам России, стремящейся сохранить нынешнюю расстановку сил в Совбезе.
При этом руководство Саудовской Аравии традиционно не испытывает по отношению к России дружеских чувств и ранее ставило задачей исламизацию России, а пока этого не произошло, она теоретически остается для него потенциальным противником. Равно ей будет трудно отказаться от поддержки уже созданных ваххабитских ячеек на Северном Кавказе и в Поволжье. Однако подобная ситуация не означает, что наше сотрудничество с Саудовской Аравией невозможно. Несмотря на то, что в 2013 г. поведение Саудовской Аравии не исключало угрозу её возвращения к прежним методам борьбы из-за упорства России по Сирии, но теперь ей стало не до этого.
В условиях связанности её на других направлениях уровень их поддержки и соответственно, активности будет сравнительно невысоким. Тем более, что в сложившихся для нее непростых условиях можно искусственно понизить за счет усиления политического взаимодействия с Эр-Риядом. Ведь сейчас, после ссоры с США, у нее куда более серьезные проблемы, чем обострение отношений со страной, находящейся от нее на значительном удалении. Поведение Вашингтона, который своими действиями способствует проискам их ключевого врага в лице Ирана, сейчас затмило все остальное.
Российские интересы в условиях американо-саудовской ссоры
В этих условиях в понимании саудовского руководства происходит смещение угроз и противников. И сейчас его помыслы направлены на наказание США за «предательство Обамы». Поэтому Эр-Рияд может пересмотреть свое отношение к России и хотя бы временно отказаться от подрывных действий против Москвы и даже, как показывает пример с Египтом, добиваться к реализации взаимовыгодных соглашений.
Сейчас саудовское руководство ослеплено яростью по отношению к действиям Обамы и этой ситуацией необходимо воспользоваться, пока Вашингтон не осознал, какую ошибку он совершил и не попытался восстановить прежние отношения с Эр-Риядом. И в этой связи для России нет ничего зазорного в том, чтобы воспользоваться возникшей ситуацией хаоса, реализовав тем самым свои интересы, пусть даже кто-то назовет это «ловлей рыбы в мутной воде». Кремлю нужно учиться действовать в режиме Real Politik и постараться извлечь из ситуации, когда твои враги допустили неожиданную глупость и вцепились друг другу в горло, максимальную выгоду.
Поэтому России в сложившихся условиях следовало бы предпринять действия по усилению раскола между Саудовской Аравией и США, и перенаправлению тем самым активности Эр-Рияда во вред интересам своих конкурентов. Нам следует отдавать себе отчет в том, что подобная ситуация, когда американское руководство так грубо подставляется со своими союзниками, является уникальной в историческом плане и позволяет если не нейтрализовать враждебные силы, то, по крайней мере, перенаправить их друг против друга.
Правда, следует отдавать себе отчет в том, что за эту сделку придется пойти на встречные шаги и говоря о перспективах подобного сотрудничества, следует понимать, что это накладывает на стороны определенные политические последствия. Саудовское руководство не исключает, что подобное развитие событий может послужить достаточным для России основанием отказаться от реализации соответствующих контрактов по ВТС с Ираном и Сирией. Впрочем, у Москвы есть на этом направлении возможности для маневра.
При этом делить на «белое» и «черное», а также излишне озадачиваться категориями «нравственно» или «безнравственно» в большой политике в условиях глобализированного мира и обострения конкуренции за сырьё контрпродуктивно. Выживаемость стран и наций в подобных условиях зависит во многом от того, насколько искусно они будут пользоваться этой ситуацией и извлекать выгоду из подобных столкновений, позволяющих не только сохранять очень ограниченные ресурсы, но и получать их за счет промахов и ошибок конкурентов.
У России сейчас нет друзей. Но у нее нет и вечных врагов. В том случае, если мы сами продемонстрируем Саудовской Аравии свои «лучшие намерения», у нас появятся серьезные шансы изменить её подход.. И чем сильнее мы её привяжем в плане не только ВТС, но и энергетического сотрудничества, тем меньше у нее будет возможностей и желания вести против нас подрывную борьбу.
В любом случае, игра на саудовском направлении стоит свеч. Её результатом станет не только извлечение Россией конкретных выгод, но и распыление ресурсов, а также перенаправление друг на друга активности явно недружественных по отношению к России сил, чья активность в результате будет растрачена за пределами российских границ.