Аргументы Недели → Общество

52 вопроса президенту: Путин рассказал обо всем, кроме преемника

, 12:08

19 декабря Владимир Путин провел большую пресс-конференцию для российских и зарубежных СМИ. Разговор продолжался более четырех часов. За это время президент ответил на 52 вопроса журналистов.

Еще до начала встречи пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заметил, что для Путина нет неудобных вопросов, его раздражают только глупые, но, видимо, таковых не поступало, поскольку президент был сдержан и даже шутил.

Всего на пресс-конференции собрались 1326 журналистов. Они не отличались особой активностью и оригинальностью, не подняло рейтинг мероприятия даже известие о помиловании Ходорковского, прозвучавшее под занавес, хотя в целом всё прошло достаточно миленько, можно даже сказать, по-домашнему. Многие вопросы больше походили на разговор «за чашкой чая» или мини-конференцию. Может, поэтому их в этом году было задано меньше, чем в прошлом. Хотя, Владимир Владимирович с самого начала предупредил, что рекордов ставить не собирается – "иначе некоторые так до Рождества попасть домой не смогут", пошутил президент.

Место встречи было хорошо знакомо журналистам - год назад разговор происходил тут же, в зале Центра международной торговли в Москве на Краснопресненской набережной. Но темы нынешних вопросов отличались от тем прошлых лет.

К самым острым темам возвращались не единожды. Сразу несколько журналистов попросили президента оценить работу правительства.

"Вы сказали, что в целом вы оцениваете деятельность правительства удовлетворительно. То есть на троечку", - уточнил Александр Юнашев из Life News.

"У нас нет 5, 7, 10-бальной системы. Есть удовлетворительно и неудовлетворительно. Я оцениваю, как удовлетворительно", - возразил президент.

О спасенной от дефолта Украине спрашивали представители СМИ обеих стран.

"Чем объяснить такую щедрость в отношении Украины сейчас?" – поинтересовался представитель журнала "Итоги" Александр Чудодеев.

"Вы три года душили Украину ценами на газ. И тут неожиданно цену снизили. Вот эти 15 миллиардов - это отказ Украины от ассоциации? И сколько вы еще готовы заплатить, чтобы окончательно отвадить официальный Киев смотреть в сторону Европы", - поинтересовался журналист украинского агентства УНИАН Роман Цимбалюк.

Президент отшутился: "Ну вот, уже разговор пошел серьезный. А сколько вам надо"?

Тут же он уточнил: 15 миллиардов вовсе не взятка Киеву за отказ от Евроинтеграции и не щедрое пожертвование. Деньги вложены в ценные бумаги на  выгодных условиях.

"Если мы действительно говорим, что это братский народ и братская страна, то мы и должны поступить, как близкие родственники, и поддержать украинский народ в этой сложной ситуации. Уверяю вас, что это самая главная причина, по которой мы приняли эти решения. И никто никого не душил... Зачем же добивать своего основного партнера? – задал риторический вопрос Владимир Путин. — 15 миллиардов мы даем из резервов правительства, из Фонда национального благосостояния на коммерческих условиях — 5 процентов с купона. Это никак не связано ни с Майданом, никак не связано с европереговорами Украины. Мы просто видим, что Украина в сложном положении, и ее нужно поддержать".

Спрашивают Владимира Путина о возможной отмене выборов мэров. Слухов на эту тему ходило немало, но президент ответил  однозначно: "Мэров, конечно, только выбирать. Мы - члены Европейской хартии. Но дело даже не только в этом. Муниципальный уровень - это самый близкий уровень власти к людям, к народу. И поэтому, конечно, это должны быть такие люди, которых граждане знают лично и могут к ним прийти, поговорить, обсудить, высказать свою позицию по развитию своего поселка или города".

Кто-то спросил у Путина, кто по вашей версии политик номер два? Президент, никого не выделяя, перечислил фамилии руководителей думских партий. И без фамилий сказал про оппозиционеров.

"Появляются совсем новые люди оппозиционно настроенные либо не оппозиционно настроенные к власти. Те, кто оппозиционно настроены, стараются, конечно, добраться, куснуть главного, потому что это же всегда поднимает собственный рейтинг, это общее правило поведения всех оппозиционных партий в мире везде. И поэтому это такой известный тривиальный прием, но, в принципе, вполне правильный для людей, которые хотят о себе заявить, выпрыгивают из штанов и ругаются. Но это аккуратней надо делать, как у нас в деревне иногда говорят, без порток можно остаться. Но хорошо, если есть на что посмотреть, а если особо нечем похвастаться, конфуз может быть, конец карьере", — пошутил Путин.

«А насчет преемника?» – поинтересовался обозреватель "Комсомольской правды" Александр Гамов.

"А насчет преемника не сказал, потому что нечего говорить", — отрезал глава государства.

"Если вы не ответили на вопрос Гамова о преемнике, то у Медведева вообще шансов нет тогда, простите?" – полюбопытствовал представитель LifeNews Александр Юнашев.

"Провокационный вопрос вы мне задаете, в силе вашего издания, — отметил президент России. — Самое плохое, что может быть, это кадровая чехарда. Я полагаю, что потенциал действующего правительства далеко еще не реализован".

Затронув тему "ручного управления", тележурналист "России" Сергей Брилев задал острый вопрос: "Вас эта ситуация, когда все исходит от вас, она вам в большей степени льстит или она в большей степени вас тревожит?".

"Вы ошибаетесь, — тут же среагировал Путин. — Ошибаетесь в том, что в большей степени вопросы управления выходят на главу государства. Я четыре года работал председателем правительства. Вообще самая гнусная работа, которая у нас есть, это работа председателя правительства. Это тяжелейший труд, ежедневный. Как будто находишься под водопадом, просто катится постоянно, не переставая".

"А вы лично встречались со Сноуденом?" – спросил журналист телеканала "Россия" Павел Зарубин.

"Нет, я не знаком лично с господином Сноуденом, никогда с ним не встречался, — ответил Путин. — Не скрою, этот человек для меня небезынтересен. Я думаю, что благодаря господину Сноудену многое в головах миллионов людей как-то повернулось, в том числе и у крупных политических деятелей современности, как говорили в советские времена, когда вспоминали Леонида Ильича Брежнева. У моих коллег многое изменилось. Скажу вам почти профессиональным языком, в оперативном плане мы с ним не работаем и никогда не работали".

"А ваше личное отношение с Бараком Обамой как сейчас складываются? Как вы относитесь к нему после этого?" – поинтересовалась журналистка телекомпания RTVi Екатерина Котрикадзе.

"Как я отношусь к Обаме после разоблачения Сноудена? Я ему завидую. Завидую потому, что он может это сделать, и ему за это ничего не будет. Но, особенно радоваться там, конечно, нечему. С другой стороны, и расстраиваться тоже нет большого повода. Шпионаж — одна из древнейших профессий наряду с некоторыми другими, не будем их перечислять, их не так много — древнейших профессий. Поэтому, как бы там не ругали наших американских друзей, все-таки изначально и думаю, что и сегодня, вся эта работа проводится главным образом в борьбе с терроризмом", - ответил полушутя президент.

Единственный вопрос, на который не смог ответить Путин, — это когда его попросили в трех словах определить стиль своей работы. Этого количества главе государства не хватило.

"Человек, на каком бы уровне управления он не находился, самое главное — он никогда не должен уклоняться от ответственности за осуществление своих полномочий. Это принципиально самый главный вопрос, — подчеркнул Владимир Путин. — Нужно обязательно слушать людей с разными точками зрения на решение того или иного вопроса. Но, если как часто у нас говорят на совещаниях, есть развилки, то нужно иметь смелость брать ответственность за принятие окончательного решения. И еще одно обстоятельство, на которое я хотел бы обратить внимание. Люди, которые в силу определенных обстоятельств оказываются на таком высоком уровне, которые облечены доверием своих граждан, никогда не должны отрываться от самого рядового гражданина своей страны. Нужно всегда чувствовать, чем живут люди, с какими проблемами они сталкиваются. И все время думать, днем и ночью думать о том, как решить эти вопросы. Иначе нет смысла работать".

Накануне пресс-конференции были предположения, новостей с пометкой "срочно" на пресс-конференции не будет, якобы, все уже было сказано в послании Федеральному Собранию. Однако главная новость все же прозвучала под занавес. Она касалась прошения о помиловании Михаила Ходорковского. Об этом «Аргументы.ру» уже писали подробно.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram