С 1 января 2014 года, согласно вступлению в силу поправок, внесённых правительством РФ в Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, любая контрафактная продукция лёгкой промышленности при обнаружении подлежит уничтожению.
Контрафакт – не что иное, как подделка, очень часто обманывающая потребителя незаконно использованными именем производителя или известной торговой маркой. Во всём мире покупатели избегают любого намёка на контрафактное происхождение товара, но у России особенная гордость: наши люди, напротив, скорее предпочтут именитому подлиннику товара его подделку. Причина простая: подделка обойдётся потребителю в несколько раз дешевле. И этот секрет полишинеля известен был в нашей стране всем, даже начальнику главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России Денису Сугробову, который ещё полтора года назад констатировал: «Люди покупаются на низкие цены, но при этом забывают, к каким тяжким последствиям может привести использование подделок. Это и аллергические реакции от некачественной одежды, косметики и парфюмерии, возникновение серьёзных заболеваний из-за поддельных лекарственных средств и биологически активных добавок, пищевые отравления после употребления некачественных продуктов». С тех пор в руки россиян утекло немало контрафакта, ведь по изъятии на таможне его запросто могли отправить… в торговую сеть. Механизм легализации контрафактной продукции подразумевал изъятые на границе товары передавать в Росимущество для сертификации и последующей реализации.
Бедный, бедный покупатель!
Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей России считает, что от контрафакта в первую очередь страдает потребитель. Рассчитывая получить за свои деньги один товар, мы порой получаем и не товар вовсе: джинсы рвутся при первой попытке нагнуться, а подмётки на ботинках «сгорают» в течение недели носки (при внешнем сходстве товаров разница в качестве может быть разительной). А вот тому, кто контрафакт производит, – хорошо, да и тому, кто его продаёт, тоже неплохо…
Проблема, по мнению Голова, состоит в том, что потребитель не может быть профессионалом во всех областях. Если мы разбираемся в электронике, то можем ничего не понимать в парфюмерии или, запросто выбирая верхнюю одежду, ничего не смыслим в качестве кожи.
В магазине мы обычно верим тому, что написано на ценнике. Те, кто поопытней, зовут продавца и начинают предметно выспрашивать его о товаре, но порой и этот метод никуда не годится: продавец может знать ровно столько же, сколько написано на этикетке. Этим-то и пользуются те, кто под видом коньяка VSOP производит в соседнем подвале спирт, подкрашенный чаем или чем похуже, а из некачественной хлопковой ткани там же шьют то, что должно быть сшито из денима высшей марки. Только купив поддельный товар, мы можем понять, что «здесь что-то не так», а тут уже жалуйся не жалуйся – деньги-то потеряны…
Более того, сами производители боятся бороться с контрафактом: если потенциальные покупатели узнают, что товар подделывают, спрос на него запросто упадёт. А сейчас надо бы именно производителям предпринять максимум усилий, чтобы воспитать и образовать своего покупателя, чётко объяснить ему, в чём состоят признаки качественного товара. Хотя, как говорит Александр Филиппов, начальник отдела экспертизы качества и оценки контрафактности продукции Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг», покупатели осведомлены о гарантирующей подлинность CD и DVD маркировке, но контрафактной продукции и тут хоть отбавляй – от аудиодисков до программного обеспечения. «Контрафакт будет всегда, – почти уверен Филиппов. – Преступники будут осваивать всё новые бренды». Замкнутый круг какой-то!
В Европе уже наказывают потребителя за покупку контрафакта. Если европейцу предложат за 50 евро купить сумку, которая должна стоить 1000, он сразу понимает, что это контрафакт. Но у нас-то наглости бизнес-рвачей хватает и на то, чтобы цена была заломлена и на подделку: всё равно публика у нас не осведомлена о некоторых именах производителей. «Пока не изменится позиция производителей, пока не возьмут они потребителей в союзники и не начнут их учить отличать подлинное от ложного, толка не будет. Покупатель – не товаровед», – таково мнение представителя Союза потребителей.
Учиться всегда пригодится
А где они нынче, товароведы-то? Помнится, при советской власти товароведы были чуть ли не в каждом магазине: они и с претензиями покупателей работали, и за экспертизой товара обращались, с них и спрашивали если что… Умерла, что ли, профессия?
Светлана Братцева, главный эксперт Департамента экспертизы и сертификации Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты (СПб ТПП),готова спорить, что одним только союзом между покупателем и производителем проблему контрафакта не решить: обучать потребителя, конечно, надо, но без государственной программы борьбы с контрафактом дело не обойдётся. Большим шагом в этом направлении Братцева считает принятые в этом году поправки в законодательство: контрафактная продукция лёгкой промышленности с нового года будет уничтожаться. «Немалые усилия для того, чтобы такие решения были приняты, – говорит Братцева, – предприняла и СПб ТПП».
Важно также, говорит эксперт, чтобы и перемещение, хранение и реализация товара не производились без разрешения правообладателя. Так что все разговоры о введении параллельного импорта (легального ввоза товаров, но не официальными представителями производителя) для нашей страны явно преждевременны. «Если производитель заинтересован в добром имени, то его товар будет отслеживаться, – уверена Братцева. – А если не заинтересован, то никаких заявлений на таможню об отслеживании товара и его маркировке и отличительных признаках можно и не дождаться». Ну, а уж без товароведов, да ещё и юридически подкованных, осведомлённых в области патентоведения, нам нынче и вовсе не обойтись.
Но пока суд да дело, пока Минпромторг пытается возродить хорошо забытый Знак качества, светлые умы ищут не законодательную, а рукотворную защиту от контрафакта. Так, представители петербургского ООО «Qrolik» готовы начать внедрение в торговые сети стикеры с QR-кодами, уникальными для каждой единицы подлинного товара. Покупателю остаётся считать код при помощи мобильного телефона с бесплатной программой, и всё становится ясно – настоящий товар или поддельный. Чтобы стимулировать покупателей, директор по развитию Евгений Милаев хочет привлечь систему скидок, которые будут обналичиваться в виде вознаграждения старательным покупателям. Идея, конечно, оптимистичная, но, может быть, лучше употребить самый верный способ борьбы с контрафактом – политическую волю? Всё-таки каждый год экономика из-за подделок теряет 3 миллиарда долларов…