Недавно группа депутатов Государственной думы во главе с Е. Мизулиной поддержала идею внести в Конституцию главу о руководящей и направляющей роли православной церкви. И не просто внести, а на пространствах всей Российской Федерации.
Удивительно, но в окружении патриарха РПЦ Кирилла к такой инициативе отнеслись сдержанно. Интеллектуалы и идеологи РПЦ во главе с митрополитом Иларионом были и вовсе недовольны. И особенно тем, что инициативу публично поддержал протоиерей В. Чаплин, возглавляющий отдел по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата. Он сделал заявление, что указанная инициатива должна быть широко обсуждена в российском обществе. Почему же он остался в меньшинстве? Казалось бы, от гордости должно распирать – попасть в Конституцию!
Но более мудрые иерархи посчитали, что это будет означать новое встраивание РПЦ в вертикаль власти. Причём не подковёрно, как это порой и происходит, а де-юре. Соответственно, светская власть во главе с президентом России встанет над духовной, олицетворяемой патриархом РПЦ. В перспективе такое встраивание в вертикаль может привести и к повторной ликвидации патриаршества. Стало быть – возврата к коллегиальному управлению РПЦ Святейшим синодом. Так это было во времена СССР, в 1925–1943 годах. А ещё и за двести лет до этого. Третий раз вступать в одну и ту же реку показалось ненужным. Инициатива тихо угасла.