Аргументы Недели Петербург → Общество № 48(390) от 12.12.2013

В небо без разрешения

В 2013 году в СЗФО было выявлено 2204 нарушения закона в сфере исполнения законодательства на воздушном транспорте

, 19:29

Авиакатастрофа, произошедшая в прошлом месяце в Казани, заставила Северо-Западную транспортную прокуратуру провести внеочередную проверку на воздушном транспорте региона. Её итоги ещё не подведены, но многие обнаруженные нарушения уже давно стали типичными и вряд ли будут отличаться от выявленных ранее.

Алексей Короп, первый заместитель Северо-Западного транспортного прокурора, говорит, что чаще всего в сфере воздушного транспорта не соблюдаются требования авиационной безопасности, несвоевременно обучают должностных лиц авиационных предприятий, нарушают режим труда и отдыха лётного состава, плохо обеспечивают аэродромные службы оборудованием и специальной техникой. В целях устранения этих нарушений в текущем году уже принесено 86 протестов, в суды направлено 185 исковых заявлений (165 удовлетворены судами), внесено 219 представлений (162 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности), о недопустимости нарушения закона предупреждены 34 должностных лица. По постановлениям прокуроров административное наказание назначено 77 работникам, следственными органами принято решение о возбуждении четырёх уголовных дел по фактам изготовления поддельных документов. Как-то многовато, на взгляд человека, пользующегося самолётом исключительно как средством передвижения…

Багаж предъявить было некому…

Примеров несоблюдения требований авиационной безопасности в аэропортах Северо-Западного региона накопилось немало. В качестве примера зампрокурора привёл случай в пункте досмотра пассажиров, ручной клади и багажа аэропорта Сыктывкара. Там просто не удосужились провести проверку пассажиров и багажа международного рейса, выполнявшегося авиакомпанией «Оренбургские авиалинии». А в аэропорту «Воркута» были выявлены факты прохождения членов экипажа авиакомпании «РусЛайн» на рабочие места без процедуры предполётного досмотра. Да и как её было провести, если сотрудник службы авиационной безопасности на рабочем месте просто отсутствовал. А когда его разыскали, то оказалось, что у него при себе не было даже документов, да и формы на нём не было тоже…

Немало было выявлено в ходе проверки и различных нарушений прав пассажиров на воздушном транспорте. В частности, в аэропорту Петрозаводска отсутствовала информация о нормах бесплатного провоза багажа и его перечне, о размерах тарифов на «сверхбагаж».

Что касается задержек рейсов, то санкт-петербургский транспортный прокурор Игорь Лепехин напоминает, что при задержке более двух часов пассажирам должны предоставляться напитки, более четырёх часов – питание, более шести часов в ночное время и более восьми часов в дневное – гостиница. Но всюду ли это соблюдается? Во многих аэропортах Северо-Запада не хватает световых табло и плакатов, провозглашающих правила авиационной безопасности, отсутствуют техника для выгрузки багажа и спецтранспорт для инвалидов.

Эффективность надзора за исполнением законов о безопасности полётов, по мнению Алексея Коропа, зависит от информированности прокуроров. А для этого нужно постоянное взаимодействие органов прокуратуры с контролирующими органами, общественными организациями, органами внутренних дел, в том числе территориальными, а также со средствами массовой информации. Так что, если вас на воздушном транспорте обидели, не стесняйтесь – обращайтесь в прокуратуру.

Штрафы вертолётчиков не пугают

В одной советской комедии героине, не различавшей цвета светофора, друг советует купить катер: мол, на море-то светофоров нет… Эта прибаутка отчего-то вспоминается, когда слушаешь отчёт транспортной прокуратуры о проверке петербургских владельцев вертолётов, которые летают над городом. Создаётся впечатление, что использование «без светофоров» воздушного пространства частниками (среди них есть и юрлица) стало перманентным.

Полный запрет на полёты над административными границами Санкт-Петербурга был снят в ноябре 2010 года: до этого разрешения на полёты могли давать только военные ведомства и структуры. Теперь же разрешения на взлёты и посадки выдаются санкт-петербургским Центром организации воздушного движения ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Словом, бери – не хочу, была бы лицензия. Но Алексей Короп грустно констатирует, что требования законодательства зачастую игнорируются владельцами вертолётов: взлёты и посадки осуществляются без получения разрешения, и в настоящее время только санкт-петербургским транспортным прокурором вынесено 7 постановлений о привлечении нарушителей к административной ответственности. Все они рассмотрены, виновные лица оштрафованы, в одном случае к административной ответственности в виде штрафа в 250 тыс. рублей привлечено юридическое лицо. Да только вряд ли это чему-то научит вертолётчиков: их действия подпадают под ч. 1 ст. 11.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ, а там чёрным по белому написано, что размер штрафа в случае нарушения составляет… от 2 до 5 тысяч рублей. А знаете, сколько стоит нынче полётный час для туристов? Больше 100 тысяч рублей, т.е. место на вертолёте Ми-8, вмещающем 20 пассажиров, стоит никак не меньше трёх тысяч рублей (причём минут за 20 полёта). Прокатил одного без разрешения – штраф уже есть чем заплатить. Но прокуратура, увы, размеры штрафов регулировать не может. А жаль.

Авиакатастрофы

Среди крупнейших российских авиакатастроф за последние 10 лет: в 2004 году – Ту-154 (а/к «Сибирь», погибли 46 человек) и Ту-134 (а/к «Волга-Авиаэкспресс», погибли 44 человека), в 2006-м – Ту-154М (ФГУАП «Пулково», 170 человек) и Airbus A319 (а/к «Армавиа», 113 человек), в 2008-м – Boeing 737 (а/к «Аэрофлот Норд», 88 человек), в 2010-м – Ан-24 (ФГУП «Катэкавиа», 12 человек), в 2011-м – Як-42 (а/к «Як Сервис», 44 человека) и Ту-134 (а/к «РусЭйр», 46 человек), в 2012-м – Ан‑28 (ФГУП «Камчатское авиапредприятие», 10 человек) и ATR-72 (а/к «ЮТэйр», 31 человек), в 2013-м – Boeing 737 (а/к «Татарстан», 50 человек).

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram