28 ноября депутаты Законодательного Собрания Тверской области рассмотрели и приняли в первом чтении изменения в областной закон «О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств».
Данный закон был принят еще в 2003 году. Главная его цель - привлечь выпускников высших и средних специальных учебных заведений к работе на селе. Закон предусматривает дополнительные выплаты молодым специалистам, на что из областного бюджета было выделено более 113 миллионов рублей. За время реализации этого закона в сельскохозяйственные организации региона было трудоустроено 770 человек.
Контрольно-счетная палата Тверской области провела проверку эффективности использования средств в качестве материальной поддержки молодых специалистов, решивших работать на селе. Результаты этой проверки были представлены депутатам областного парламента, многие предложения по улучшению эффективности расходования средств были учтены в ходе разработки законопроекта о внесении изменений в закон «О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств». Об этом - наш разговор с Татьяной Ипатовой, председателем Контрольно-счетной палаты Тверской области.
- Татьяна Владимировна, каковы были результаты проверки реализации закона «О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств»?
- Хочу сразу отметить, что данный закон «О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств Тверской области» весьма актуален для нашего региона. Когда этот закон принимался, в конце 2002 года, на него возлагались очень большие надежды. В ходе нашего контрольного мероприятия мы посмотрели, насколько эффективно работают вложенные средства. Для проверки мы взяли период с 2009 по 2012 год. За этот период на поддержку молодых специалистов из областного бюджета было выделено более 95 миллионов рублей.
У закона есть две задачи. Первая – это привлечение молодых специалистов для работы на селе, вторая – их закрепление в сельскохозяйственных организациях. В 2009-2012 годах в сельскохозяйственные организации пришел работать 461 молодой специалист разного уровня образования. Но когда мы стали смотреть ситуацию с закреплением кадров на селе, то оказалось, что 117 человек уволились, не отработав и одного года. Что и позволяет сделать вывод о том, что механизм, прописанный в законе, работает недостаточно эффективно, и его нужно менять. Мы направили свои предложения Губернатору, в Законодательное Собрание и в Министерство сельского хозяйства Тверской области. Профильный комитет по аграрной политике областного парламента поддержал наши замечания.
- Какие изменения внесены в данный закон?
- В принципе, сумма по денежным выплатам, предусмотренным в законе, остается той же. Но, если сейчас так называемые подъемные (это единовременная материальная помощь) выплачиваются по схеме: при поступлении на работу – 20 тысяч рублей, по окончании второго года работы – 10 тысяч рублей, после третьего года работы – 5 тысяч рублей, то в новом законопроекте предлагается поменять эту схему в точности до наоборот: по окончании первого года работы – 5 тысяч, второго – 10 тысяч и третьего – 20 тысяч. Такой механизм, на наш взгляд, будет действовать больше на закрепление молодых специалистов на селе. Нужно будет отработать три года, и тогда ты получишь причитающиеся тебе выплаты, то есть у людей появится заинтересованность.
К тому же в законе предусматриваются ежемесячные выплаты в течение трех лет со дня заключения первого трудового договора после окончания учебного заведения. Специалисту с высшим образованием ежемесячно дополнительно выплачиваются 10 тысяч рублей, со средним профессиональным – 8 тысяч, а с начальным профессиональным – 3 тысячи. Они сопровождаются, как правило, необходимостью предоставления подтверждающих документов и справок. Сейчас предлагается внести изменения и сделать эти выплаты не ежемесячными, а ежеквартальными, оставив те же самые суммы. То есть специалисту с высшим образованием – 30 тысяч рублей, со средним и начальным профессиональным – 24 и 9 тысяч соответственно.
Ранее законом не было предусмотрено заключение молодыми специалистами с Министерством или работодателем каких-либо соглашений, где были бы прописаны права и обязанности. Речь, в том числе, идет об ответственности: в случае, если молодой специалист не отработает положенные три года, он будет должен вернуть полученные деньги. Мы внесли предложение о заключении трехсторонних соглашений (уполномоченный орган, в частности, это Правительство Тверской области в лице Министерства сельского хозяйства, работодатель и молодой специалист), регулирующих обязательства сторон в рамках реализации закона о кадровом потенциале. И они были учтены разработчиками законопроекта.
Более того, поменялось само определение «молодой специалист». Наше предложение заключается в том, чтобы понятие «молодой специалист» было не таким широким, как оно звучит в версии закона от 2002 года: молодой специалист – это тот, кто окончил вуз. В рамках новой версии закона, молодой специалист – это тот, кто окончил учебное заведение и пришел работать в сельскохозяйственную организацию. К тому же мы говорим о том, что нужно определить перечень профессий и специальностей, необходимых для сельскохозяйственных организаций. В ходе проверки мы увидели, что среди должностей, занимаемых молодыми специалистами, принятыми на работу в 2009-2012 годах, наибольшую долю составляют бухгалтеры и экономисты - 29,9%, и лишь 15% - инженеры-механики, механики, 9,5% - зооинженеры, зоотехники, 8% - ветеринарные врачи.
Наверное, бухгалтеры и экономисты тоже нужны на селе, но мы предлагаем определить критерии по специальностям, в какой отрасли и в каком количестве они необходимы. Если на предприятие берутся три экономиста, а у него выручка совсем маленькая, то данный закон работает уже неэффективно и неправильно. Поэтому одно из наших предложений определить критерии и по самим организациям, чтобы не было случаев, когда доплаты молодым специалистам больше годовой выручки предприятия. А такие случаи, к сожалению, были выявлены нашими аудиторами. Еще на стадии законопроекта о внесении изменений в закон «О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств» было предусмотрено, что критерии отбора сельскохозяйственных организаций будут устанавливаться нормативно-правовыми актами Правительства Тверской области. Учитывая, что данные изменения должны вступить в силу с 1 января 2014 года, нам бы хотелось, чтобы этот акт Правительства уже существовал, хотя бы в проекте. У нас есть еще некоторые замечания. В частности, в связи с вступившим в силу новым законом «Об образовании» меняется само понятие образования как таковое. Теперь нет начального профессионального образования, будет только среднее профессиональное образование. Но это нюансы, по которым мы будем разговаривать с разработчиками законопроекта.
В целом же, большая часть наших предложений была учтена, что должно сделать данный закон более эффективным не только в плане привлечения молодых специалистов, но и в плане закрепления их на селе.