По уже сложившейся с 2004 года традиции, ООН без шума и салютов отмечает 9 декабря Международный день борьбы с коррупцией. Россия в мероприятии участвует совсем незаметно, хотя, казалось бы, ей есть чем похвастаться.
Не говоря уж о реформе милиции в полицию и полной смене состава Высшей аттестационной комиссии, присуждающей научные звания ученым, самого экс-министра обороны Сердюкова в халатности обвинили.
Вот только 95% граждан страны почему-то упорно считают, что власть совершенно неэффективно с коррупцией борется. Это утверждает доклад «Барометр мировой коррупции за 2013 год», опубликованный Международной организацией Transparency International.
Данные в документ собирались по 107 странам, в которых статистиками организации были опрошены 114 270 человек.
И выяснили они удивительную вещь: в России и США люди примерного одинакового мнения о коррумпированности политиков (в США считают партии коррумпированными 76% опрошенных, в России – 77%) и представители масс-медиа (58% – США, 59% – Россия). Ну и бог бы с ними, с политиками, не они же быт населения определяют. Жизнь-то ежедневная от государственных и социальных институтов зависит, а не от того, что СМИ говорят. А в этом вопросе мнение россиян и американцев кардинально расходятся.
Так, например, в США в коррумпированности полиции уверены 42% опрошенных, а в России – 89%. В том, что госслужащие – все сплошь взяточники уверены 92% россиян и всего 55% американцев.
84% граждан нашей страны не сомневаются в мздоимстве судей (в США таких всего 42%).
83% россиян убеждены, что к избранным органам власти без подношения не подступиться (среди американцев таких 61%).
Самые некоррумпированные, по мнению граждан России, религиозные (40%) и неправительственные (45%) организации. В Соединенных Штатах наиболее «чистые» – НПО (30%), военные (30%), и система образования (34%).
Россияне, утверждают исследователи Transparency International, уже и не надеются, что власти страны способны побороть коррупцию. Несмотря на громкие победы над коррупцией, оглашаемых проправительственными СМИ, уровень оценки мер власти по борьбе с коррупцией как «эффективный» в России упал с 18% в 2010 году до 5% в нынешнем.
К тому же 56% опрошенных россиян убеждены, что они сами – граждане страны - не способны повлиять на уровень коррупции.
«Во всех, если можно так сказать, нормальных странах люди считают, что власть является производной от политических партий и, соответственно, больше всего претензий предъявляют им. У нас, в России, люди считают власть производной от госслужащих и полиции, и они у нас на первых двух местах по коррумпированности», - прокомментировал опубликованные данные Голосу Америки член правления «Трансперенси Интернешнл – Россия», профессор Высшей школы экономики Юлий Нисевич.
«Есть страны, - объясняет ученый, - где основой функционирования всего является конкуренция, в самом широком смысле – общественная, деловая, политическая. А есть страны, в которых основным двигателем всех процессов является коррупция. Россия относится ко второй группе».
Но, предупреждает он, если власть в России будет игнорировать рост неудовлетворенности своих граждан, «то возможен взрыв недовольства по отношению к власти, и лозунгом этого взрыва будет борьба с коррупцией».
Но, согласно докладу, 56% опрошенных россиян говорят, что граждане не способны повлиять на уровень коррупции в стране, однако 44% – думают, что способны (хотя лишь 7% в этом твердо уверены). А значит, уверяет Transparency International, для России характерна, несмотря на удручающие показатели, весьма позитивная динамика: уже 86% россиян готовы сообщить о факте коррупции, тогда как три года назад об этом говорили только 52% респондентов.
«Из этой информации, - добавляет директор Института европейских, российских и евразийских исследований при университете Джорджа Вашингтона Роберт Орттунг, - можно сделать два вывода. С одной стороны, 79% россиян считают, что коррупция – серьезная проблема. В то же время, 45% жителей России уверены, что они могут повлиять на сложившуюся ситуацию».
Проанализировав данные Transparency International, нетрудно предположить, «что все те усилия, которые на протяжении 13 лет Путин прилагал, чтобы построить государство, не показали больших результатов: все, что он построил, – общественные институты-пустышки, пронизанные коррупцией», объясняет он.
Но люди все-таки думают, что они могут повлиять на масштабы коррупции, что, в свою очередь, говорит о том, что гражданское общество стало более активным, не привлекая к себе внимания.
Так, уточняет Орттунг, «в 2008 году, по результатам опроса общественного мнения, проведенного Левада-Центром, 87% населения России считали, что они никак не могут повлиять на политические процессы в стране».
И хотя очевидно, что политический процесс и коррупция – разные области гражданской активности, ученый уверен, «что большинство считает, что они тесно связаны». И этот «относительно больший оптимизм среди населения говорит о том, что эта проблема может стать центральной в политической борьбе в будущем», предупреждает он.