ТЮЗ примеряет маски
28 ноября 2013, 09:00 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]
Сюжет «Шалого» – популярный для XVII века: юноша Лелий влюбляется в рабыню Селию, принадлежащую старику Труфальдину, и просит своего слугу Маскариля придумать, как заполучить красавицу. Слуга изобретает множество способов, но хозяин из раза в раз рушит все планы собственной неловкостью и недалекостью. Так и повторяется многократно один и тот же цикл: идея Маскариля – попытка ее реализовать – Лелий все портит – оба рвут на себе волосы и ссорятся – новая идея Маскариля.
Лелия и Маскариля играют молодые артисты Игорь Гришалевич и Альберт Шайдуллов. «Шалый, или Все невпопад» стал вторым спектаклем, где они работают в паре, после «Бесплодных усилий любви» по Уильяму Шекспиру – и юноши блестяще взаимодействуют на сцене, подгоняя друг друга с таким пылом, что где-то даже переигрывают. Впрочем, это «переигрывание» прощается и поощряется самой пьесой, её жанровыми особенностями.
– Мольер стремился к комедии дель арте, поэтому здесь лучше всего работают не слова, а реакции на них персонажей. В комедии дель арте важнее оценочные моменты, важнее маска, которую носит герой, – говорит Альберт. – Например, если в жизни я Игоря ущипну, он просто вскрикнет: «Ай!». А на сцене это будет «Ай-ай-ай!», причем он еще и отпрыгнет. Это же площадной театр, так что если ты будешь вести себя как в жизни, никто попросту не увидит твою игру.
Альберт Шайдуллов в роли хитроумного и жизнерадостного слуги чувствует себя как рыба в воде. Маскариль, которого Мольер сам же и исполнял в первых постановках «Шалого», как будто специально создан для самых громких аплодисментов под занавес и выкриков «браво»: актеру, что называется, есть где развернуться. И Альберт разворачивается, совершает на сцене десятки акробатических трюков, паясничает и заигрывает с аудиторией. При этом виртуозно донося до публики ладно скроенный мольеровский текст.
Игорь Гришалевич еще учится во ВГИИКе на четвертом курсе, но это уже не первая его главная роль. Игорю, дебютировавшему на сцене ТЮЗа три года назад в образе богатыря Финиста («Финист – Ясный Сокол»), роль недотепы Лелия даёт возможность продемонстрировать разнообразие эмоций его героя. Что постоянно поддерживается яркой реакцией публики. Актер отмечает:
– Во время показов «Шалого» часто бывает так, что ты стоишь на сцене, готовишься произносить следующую реплику, а зал продолжает смеяться. И не знаешь – дать публике еще время на смех или играть дальше.
Одно из главных достоинств новой постановки – зрелищная хореография и отдельные эффектные сцены, близкие к цирковым. Ответственность за эту часть лежит на балетмейстере Денисе Постоеве, добившемся как от ключевых артистов, так и от массовки исполнения, поистине идеального.
Игорь и Альберт признаются, что в физическом плане «Шалый» – трудный, выматывающий спектакль: без малого два с половиной часа на сцене они проводят в постоянном движении. Этот опыт наверняка пригодится ТЮЗовской молодой труппе для грядущей в декабре премьеры «Цирка Шардам» по Даниилу Хармсу, в рамках подготовки к которой артисты регулярно проходят мастер-классы от цирковых профессионалов.
Герман СЕРГЕЕВ