Аргументы Недели → Общество

Провал «Восточного партнёрства», или как русофобия губит планы ЕС

, 15:18

В Вильнюсе прошла встреча «Восточного партнёрства». Евросоюз во главе с председательствующей в ней Литвой так и не убедили Януковича подписать договор об ассоциации. Согласование текстов аналогичного договора с Грузией и Молдавией выглядит лишь подслащиванием пилюли. А винить европейцы могут только себя, ибо в своей упертости превзошли самые твердолобые головы в России. Благодаря грубой антироссийской линии ЕС сам отпугнул потенциальных партнёров.

 

Оторвать страны СНГ от России

Программа ЕС «Восточное партнёрство» начала действовать весной 2009 года. Тогда главы МИД Швеции и Польши Карл Бильдт и Радослав Сикорский предложили шести республикам бывшего СССР своего рода «морковку». Она заключалась в предоставлении экономической помощи и упрощение визового режима в обмен на сближение с ЕС, предоставление европейцам упрощённого доступа на рынки и реформирование законодательства по европейскому образцу.

Приглашение получили Украина, Белоруссия, Молдавия, Армения, Азербайджан и Грузия. Обойтись решили только без одного восточного соседа ЕС – России. Естественно, российские официальные лица увидели в нём антироссийский подтекст и принялись по мере сил всячески противодействовать партнёрству. И, в общем-то, понять это можно. Бильдт давно зарекомендовал себя как один из самых ярых критиков нашей страны в Европе. Про поляков и говорить нечего…

Ни одно из государств, получивших предложение, от участия в «Восточном партнёрстве» не отказалось, но уровень сближения с ЕС у них получился разный. Так, Александра Лукашенко до сих пор на Западе называют «последним диктатором Европы» и вводят против него санкции. К тому же Белоруссия не просто входит в Таможенный союз (ТС), а составляет с Россией союзное государство. В общем, «восточный партнёр» из Батьки явно никакой.

У заклятых врагов Азербайджана и Армении нашлись свои поводы притормозить с евроинтеграцией. Азербайджан стремится вести свою игру на мировом рынке углеводородов, да и демократия европейского образца для мусульманской страны не особо подходит. Армения же находится в блокаде почти со всех сторон, для неё разрыв с Россией смерти подобен. Вот и пришлось ей пойти на сближение с ТС, а с Европой как-нибудь договорится та же влиятельная армянская община Франции.

Остались Украина, Грузия и Молдавия. Последние две никаких сюрпризов для «брюссельского обкома» не готовили, и собирались согласовать (парафировать) текст договора об ассоциации. В итоге интрига свелась к тому, не пересмотрит ли Виктор Янукович свой отказ от подписания ассоциации. В конце концов, Украина так часто меняла ориентиры во внешней политике, что ожидать от её президента можно было всего.

Янукович вызвал у Литвы русофобскую  истерику

Председательствующая в ЕС Литва всей душой вложилась в проект, способный насолить России, которую её руководство воспринимает как «наследницу оккупантов». И когда власти Украины заявили, что не собираются подписывать ассоциацию, в Вильнюсе началась форменная истерика. Спикер Сейма Лоретта Граужинене вопреки всем дипломатическим нормам вышла в Киеве на Майдан и открыто призвала «оранжево-проевропейских» демонстрантов надавить на власть.

Президент Даля Грибаускайте тоже не осталась в стороне, фактически призвав Украину к новой «оранжевой революции». Когда же уже в Вильнюсе Янукович дал понять, что не пересмотрит своего решения, она заявила, что Украина «выбрала путь в никуда». Естественно, не забыли литовцы упомянуть Россию, которую обвиняли в имперских замашках и недопустимом давлении на соседей.

Сам Янукович во время ночного ужина больше пытался разговаривать уже не с хозяевами саммита, а с канцлером Германии Ангелой Меркель и представителями Еврокомиссии. Украинский президент пытался убедить их согласиться на переговоры в формате Украина-ЕС-Россия, чтобы снять все спорные вопросы. Но европейцы разговаривать с Россией отказались. Мало того – с их стороны послышалось заявление, что ассоциацию с ЕС может подписать другойукраинский президент. Угроза в этих словах слышится совершенно отчетливо!

На таком фоне подписание договора между Украиной и ЕС об общем воздушном пространстве или рассуждения о неизменности украинского европейского выбора, пышный приём для лидеров оппозиции Арсения Яценюка, Виталия Кличко и Олега Тягнибока выглядели не более чем попытками подсластить пилюлю. А подписание неофициальной ассоциации с представителями «оранжевой» общественности смотрелось и вовсе комично.

В том, что ассоциация с Украиной не получилась, европейцы могут винить только себя. Они действовали ещё более топорно, чем некоторые представители руководства России, ранее открыто грозившие украинцам разного рода карами. Каждый новый шаг ЕС только убеждал в том, что для него главное - любым способом оторвать Украину от России, и больше ничего. Иначе отказ от переговоров при участии российского руководства не объяснить.

Но цена на газ и усложнение доступа на российский рынок слишком больно ударили бы по украинской экономике. В Евросоюзе украинские товары никому особо не нужны, ассоциация привела бы к закрытию множества предприятий – особенно на востоке и юге.  К тому же Янукович имеет обязательства перед собственными благожелательно настроенными к России избирателями. А у него через полтора года выборы.

 

«Грузинская мечта» о Европе

Название правящего в Грузии движения «Грузинская мечта» стоит дополнить одним определением – «мечта о европейской интеграции», или же «евроатлантической интеграции». Как показалось самим грузинам, в Вильнюсе они сделали шаг к её осуществлению. Пока что только согласован текст договора об ассоциации, а окончательное подписание документа намечено на осень 2014 года.

«Когда наши великие предки заботились о завязывании связей и сближении с Европой, это был не только политический выбор. Грузия - европейская страна по своей культуре, истории, и, что главное, ценностям. Именно поэтому интеграция в Евросоюз - это тот единственный путь, который даст нам возможность раз и навсегда сформировать Грузию как европейскую страну», - не скупился на эпитеты новый премьер страны Ираклий Гарибашвили.

«Недалеко то время, когда грузинская продукция свободно войдет на рынок Европы и надпись «Изготовлено в Грузии» будет иметь совсем другую нагрузку. Большая часть производимой в Грузии продукции войдет в Евросоюз без тарифов и квот. В то же время это будет значительная предпосылка для привлечения в нашу страну инвестиций», -  продолжил рисовать радужные перспективы Гарибашвили.

Грузинские официальные лица наперебой заверяли европейцев, что Украина им – не указ. «У России нет тех рычагов в отношении Грузии, которые есть у нее против той же Украины. Россия максимально израсходовала собственный арсенал против Грузии», — сказал министр по реинтеграции (воссоединению) Паата Закареишвили. И, в общем-то, он тут прав. Из-за наличия проблем Южной Осетии и Абхазии в Грузии сегодня нет крупных политических сил, которые выступали бы за Таможенный союз и против сближения с Евросоюзом, а реальных рычагов давления у России на Грузию тоже нет.

Молдавия сделала шаг…к вхождению в Румынию и развалу?

Текст договора об ассоциации в Вильнюсе парафировала не только Грузия, но и Молдавия. Судя по всему, её европейские перспективы наиболее реальны. Так, Грибаускайте назвала молдаван «самым продвинутым» участником «Восточного партнёрства», а сразу несколько членов Еврокомиссии высказались за отмену с ними визового режима. Подобное не предлагали ни Украине, ни Грузии.

«Либерализация визового режима будет способствовать политическим и экономическим реформам, которые необходимы для будущего страны. Это облегчит поездки жителей Молдавии по ЕС и таким образом вырастет сотрудничество предпринимателей с европейскими бизнесменами», - сиял радостью председатель парламента Молдавии Игорь Корман. Он добавил, что половина внешней торговли страны приходится на ЕС, и на него же приходятся почти все иностранные вложения в молдавскую экономику.

И тут свои «пять евроцентов» вставил президент Румынии Траян Бэсеску. «У Румынии был фундаментальный проект по вступлению в НАТО, был и другой - присоединение к ЕС. Думаю, что третьим фундаментальным проектом должно стать объединение с Молдавией», - сказал он. Собственно, он в который раз повторил свою вечную мысль: никакой Молдавии нет, а есть Румыния. То есть, молдаванам достаточно войти в состав соседнего государства, и они уже автоматом станут членами Евросоюза.

Только в отличие от Грузии, в Молдавии единства по данному вопросу нет. В отличие от грузин, молдаване всё-таки полностью не прервали контакты с фактически отделившейся частью своей страны – Приднестровьем. Кроме того, в её составе есть Гагаузская автономия. И обе территории выступают против заключения договора об ассоциации, предпочитая Таможенный союз. И дело здесь не только в нежелании рвать с Россией, но и в опасении, что «евроинтегрированную» Молдавию поглотит Румыния.

Да и в Кишинёве не все восторженно встречают договор об ассоциации. Крупнейшая оппозиционная Партия коммунистов даже провела достаточно крупные акции протеста. «Те, кто говорит о Вильнюсе как о некой светлой перспективе для страны - лгуны. Вильнюс предусматривает лишь установление экономической и политической зависимости от Брюсселя и ограничение возможностей для любого конструктивного партнерства с Россией и Таможенным союзом», - пояснил лидер партии, бывший президент Владимир Воронин.

Опросы показывают, что с Ворониным согласна примерно половина сограждан. Тем самым правящий в Молдавии «Альянс за европейскую интеграцию» играет с огнём. В стране есть целые регионы, выступающие против избранного им пути. А заявления Бэсеску только отталкивают от евроинтеграции русскоязычное население и гагаузов. Может получиться, что ценой сближение с Евросоюзом для Молдавии станет усиление сепаратизма. Этого ли евроинтеграторы хотят?

Много слов и… почти ничего

Власти Грузии, Молдавии, а также украинская «оранжевая» оппозиция выглядят крайне наивно. Дело в том, что договор об ассоциации совершенно не гарантирует им в будущем вступления в Евросоюз. Турция подписала подобный договор ещё несколько десятилетий назад, и где она? Такие же документы с ЕС «подмахнули» Марокко, Тунис, Гондурас. И что – их взяли в Евросоюз? И даже Хорватия, принятая в ЕС минувшим летом, ждала в «европейском предбаннике» 12 лет. А ведь хорваты куда богаче грузин и молдаван, да и в состав европейской империи некогда входили.

Подписанный ими договор облегчает доступ европейским товарам на их рынок. То есть, на прилавках Тбилиси и Кишинёва станет больше вина из Франции, Италии, Германии, Испании. А российский рынок для них будет фактически закрыт. Куда они денут «Цинандали» или «Алиготе»? Кому нужны грузинские и молдавские фрукты – в Европе свои есть. Фактически дело может обернуться уничтожением местного сельского хозяйства. Те же Прибалтика, Польша, Болгария или Венгрия сегодня «успешно» проходят этот путь.

Промышленности в Грузии или Молдавии (если брать без Приднестровья) почти не осталось. А та, что есть, рискует загнуться, потому что ей не тягаться не то, что с Германией – даже на фоне Чехии и Словении она выглядит бледно. Потому шаг Виктора Януковича, который не стал сближаться ни ЕС, ни с Таможенным союзом, смотрится прагматично. Восточным и южным областям Украины есть, что терять от такой ассоциации с Евросоюзом. Тем более, что обязательств со стороны ЕС – минимум.

Европейцы же в Вильнюсе за счёт Грузии и Молдавии смогли несколько подсластить пилюлю после чувствительного поражения с Украиной. И если они не пересмотрят свои подходы – рискуют ещё и Молдавию потерять. А России в таком случае достаточно просто не делать резких движений. Тягаться с ЕС в открытом противостоянии ей тяжеловато, но такого рода поведение нередко приводит к обратному результату. Что и доказали европейцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram