Европейский суд по правам человека разбирает 23 жалобы граждан США, которые обратились в суд в связи с невозможностью усыновить российских детей. В результате принятия закона Госдумой пострадали сироты.
Американские усыновители обратились с жалобой: результатом внезапного решения Госдумы пострадали как минимум два ребенка: в одной семье брата разлучили с сестрой – одного ребенка американские родители оформить успели, а второй остался в России. В другой семье родители уже приготовили все документы и были готовы взять ребенка, нуждающегося в серьезном кардиолечении – в России ему не смогут обеспечить сложный кардиостимулятор, за время, прошедшее с момента принятия закона, у малыша уже была клиническая смерть.
Суд по правам человека направил сторонам вопросы: являются ли заявители жертвами дискриминации на основе их национальности в пользовании правами, гарантированными Конвенцией о правах человека, имеют ли место различия в отношении к ним, а если да, то оправданы ли они объективными и разумными причинами.
Стороны обязаны предоставить ЕСПЧ информацию о том, на какой стадии находилось рассмотрение вопроса об усыновлении по каждому из дел, и какое последнее решение — органа исполнительной или судебной власти — было принято по каждому из дел, российские власти обязаны предоставить ЕСПЧ информацию о каждом ребенке, остался ли он в детском доме, ожидает ли рассмотрения вопрос о его передаче в другую приемную семью, а если да, то на какой стадии находится его рассмотрение, был ли ребенок передан в другую приемную семью.
Из детей, усыновление которых было прервано принятием закона, и документы на которых уже готовились, за время, прошедшее с момента вступления акта в силу, был усыновлен только один ребенок – многие страдают серьезными заболеваниями. Они так и остаются до сих пор в детских домах.
«Мы очень рады, что Европейский Суд еще весной согласился дать нашему делу приоритет и рассматривать его в ускоренном порядке. За это время они успели рассмотреть и принять во внимание все обстоятельства каждой жалобы, это очень большая работа – так что, учитывая объемы, Европейский Суд отреагировал быстро», - отметила «Новой газете» адвокат Карина Москаленко, - «Важно подчеркнуть еще одну вещь. Хотя Европейский Суд не может повлиять на нашу внутреннюю политику, его решения обязательны к исполнению. Ни одно из 47 государств, на которые распространяются юрисдикция Суда, не позволяют себе игнорировать его решения».