Аргументы Недели → Общество

Кто кому должен

, 22:12

В последние дни в Новгородской области неожиданно была снята информационная блокада по освещению неоднозначного судебного процесса над предпринимателем Тельманом Мхитаряном.

Местных журналистов ход затянувшегося разбирательства перестал интересовать еще в середине лета. Видимо, это объясняется тем, что попытка стороны обвинения поскорее закончить процесс и получить обвинительный приговор – провалилась. Тельман Мхитарян, который и сегодня, после трех с лишним лет, проведенных в СИЗО, не растерял свои бизнес-активы, обвиняется в вымогательстве с применением угроз (п. «б» ч. 3 ст. 163 УК РФ). Так представляет следствие покупку им пакета акций в двух предприятиях – завода по производству электрооборудования «Спектр» и комбината «Новгородхлеб». Из показаний потерпевших следует, мол, исходившие от Мхитаряна угрозы выразились в том, что предприниматель сам назвал цену, которую он готов заплатить за акции обоих юридических лиц. Продавцы не стали возражать, потому что из газет знали – Мхитарян это «криминальный лидер».

Однако на прошлой неделе в Новгородский районный суд поступило заключение специалистов, предметом изучения стали публикации о Тельмане Мхитаряне, появившиеся в прессе и телекоммуникационной сети Интернет, а также телевизионные сюжеты в период с 1996 по 2013 год. Анализу подверглись как новгородские, так и федеральные СМИ. В соответствии с этим заключением, на момент инкриминированных предпринимателю преступлений ни в одной из публикаций он не назывался «криминальным лидером», а применяемые журналистами в отношении бизнесмена формулировки носили нейтральный характер.

Судя по всему, прокуратура не ожидала такого довода, заставляющего серьезно усомниться в том, насколько правдивы показания бывших владельцев «Спектра» и «Новгородхлеба». С явной очевидностью за предъявленными Мхитаряну обвинениями стал видеться некий политический заказ. Так получилось, что заключение специалистов было приобщено к материалам дела аккурат к первой годовщине судебного процесса – уголовное дело поступило в Новгородский районный суд 09 ноября 2012 года. До этого более 26 месяцев обвиняемый предприниматель уже провел под стражей.

И нет ничего удивительного в том, что служители Фемиды в ответ решили публично отчитаться о проделанной работе. Журналистам сообщили, что на момент поступления уголовное дело состояло из 47 томов. В общей сложности за год допрошены 138 свидетелей, и «в настоящее время судебное следствие находится на завершающем этапе». Не забыла судебная пресс-служба сообщить о желании слуг правосудия ускорить утомительный процесс. Для этого обсуждался вопрос о переходе с трехдневного на четырехдневный режим заседаний, но возразили адвокаты. Правда, за скобками осталась информация, что с недавних пор продолжительность каждого заседания увеличена до предела, что не может не сказываться на самочувствии Тельмана Мхитаряна, который страдает тяжелой формой кардиологического заболевания. Последствия «судебной гонки» сказались практически сразу же – в прошлый вторник к предпринимателю пришлось вызывать скорую помощь, а заседание прервать до конца дня.

Тем не менее, пресс-службу Новгородского районного суда нельзя упрекнуть в том, что здесь не умеют публично распространять сведения в выгодном для себя свете. Например, внимание журналистов обращено на то, что сторона защиты неоднократно ходатайствовала об изменении меры пресечения на более мягкую, но суд каждый раз отказывал, потому что счел – медицинские документы, имеющиеся в деле, якобы доказывают: состояние здоровья Мхитаряна позволяет содержать его в СИЗО. Представлена в официальном сообщении и любопытная трактовка решения Европейского Суда по правам человека от 05 февраля 2013 года. Согласно судебной версии из Великого Новгорода, ЕСПЧ признал законным содержание Тельмана Мхитаряна под стражей. При этом почему-то не упоминается, что неоказание предпринимателю в тюремных стенах эффективной медицинской помощи Европейский Суд приравнял к пыткам и обязал Российскую Федерацию выплатить Мхитаряну 22 тысячи евро в качестве возмещения морального вреда, не считая необходимости оплатить ему судебные издержки в связи с подачей жалобы и последующего рассмотрения дела в ЕСПЧ.

Удалось слепой Фемиде и выдать под конец пикантную подробность, на которую радостно клюнула местная пресса. Оказывается, государство вынуждено выплатить вознаграждение и возместить расходы переводчику, который осуществляет «устный перевод с русского на армянский язык в судебном заседании, а также письменный перевод всех процессуальных документов, включая протокол судебного заседания» в размере порядка 1,5 млн рублей. В провинции, где заработки могут на порядок отличаться от столичных, такая сумма выглядит запредельной и, естественно, вызывает раздражение.

Предположительно, по мере того, как судебный процесс близится к завершению, лодка общественных настроений будет раскачиваться все сильнее. Например, с журналистами поделятся в здании Новгородского районного суда информацией, сколько в совокупности составили государственные расходы на весь период уголовного разбирательства (в том числе несколько лет содержания Мхитаряна в СИЗО) или же жалование полувзвода омоновцев, которые бдительно охраняют представителей прокуратуры от пожилого человека с клюкой.

Но ведь можно пойти еще дальше. Запросить, много ли потратило государство на полицейское следствие, состряпавшее уголовное дело в отношении Тельмана Мхитаряна так топорно, что суд вынужден месяцами допрашивать многочисленных свидетелей. И часть этих свидетелей дает под присягой совсем не те показания, которые изложены в обвинительном заключении. Вот только гораздо труднее будет рассчитать, сколько дополнительных налогов поступило бы в бюджет, если бы предприниматель, чьи предприятия продолжают успешно работать несмотря на его отсутствие, все эти годы оставался бы на свободе.

Напоследок хочется задать один, казалось бы, странный вопрос. А кто выиграл от того, что человек, создавший свою бизнес-империю с нуля и, конечно же, игравший по правилам, которые были для разного времени – разными, провел немало времени на скамье подсудимых?

Потерпевшие? Но они, судя по показаниям многих свидетелей, остались вполне довольны продажей долей в «Спектре» и «Новгородхлебе», избавившись от обременительных активов. Региональная экономика? Но в провинции, даже если это Великий Новгород, всегда был дефицит на инициативных предпринимателей, рискующих собственными деньгами. Люди в погонах? Но в силовых ведомствах традиционно ценится быстрый результат, а не затяжной марафон, который к тому же может обернуться в какой-то части поражением. Может от этого судебного процесса выиграли сотни обычных новгородцев, что и поныне трудятся на «Спектре» и «Новгородхлебе», стабильно принося зарплату в семьи?

Кто кому задолжал в этой бесконечной тяжбе и сколько еще остался должен? Видимо, Фемида пока не готова поведать об этом журналистам. Не выходит арифметика…

Фото с сайта nesud.com

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram