Снежное проклятие Ярославля, или чьи грехи покроют надвигающиеся снегопады?
13 ноября 2013, 18:31 [ «Аргументы Недели» ]
В Ярославле активно обсуждается предстоящая уборка городских улиц в зимний период. Главным образом эти обсуждения разворачиваются вокруг вопроса: сможет ли компания- генподрядчик ООО «Радострой» в принципе выполнить обязательства по заключенному муниципальному контракту? Или Ярославль погрязнет в снежно-ледовых заносах?
Неготовность генподрядчика к работе в зимний период уже констатировал Департамент городского хозяйства мэрии Ярославля. Основные претензии чиновники высказали к техническому оснащению организации – нужной спецтехники в необходимом количестве у «Радостроя» нет. Масла в огонь подлила и информация, обнародованная на сайте Арбитражного суда и напрямую свидетельствующая о непростом положении «Радостроя» – только во втором полугодии 2013 года в отношении этой компании подано 36 исков на общую сумму 87 041 891 рубль. Решение о взыскании уже принято по 7 искам на сумму более 41 миллиона рублей.
То есть на данный момент ООО «Радострой» в долгах как в шелках. И эти долги, судя по представленным искам, могут расти и расти и в любом случае будут требовать погашения. В том числе и за счет техники, основная масса которой, как констатирует одно из местных СМИ , приобретена в рассрочку либо находится в лизинге и в залоге. При этом расчеты проведены далеко не по всем поставленным компании машинам.
Остается неясной и ситуация с 19-ю спецмашинами, которые поступили в ООО «Радострой» от предприятий ООО «ДизельАрсеналАвто» и ООО «Дизель-Арсенал-Сервис», принадлежащих ярославскому бизнесмену и депутату Александру Шутову. Громкий скандал вокруг этой мошеннической сделки разразился в Ярославле в сентябре этого года.
Все началось с того, что Александр Шутов обвинил другого депутата муниципалитета Андрея Власова в мошенничестве, в результате чего бизнесу Шутова был причинен ущерб на сумму более 100 миллионов рублей.
В центре разбирательства как раз и оказалась сделка по продаже спецтехники. Для управления этим направлением бизнеса Шутов нанял Власова. Как следует из заявления Шутова в полицию, Власов продал машины некой фирме «СпецАвтоЦентр». Техника ушла, но оплата по сделке в адрес продавца в полном объеме так и не поступила. Как выяснилось позднее, фирма-покупатель была учреждена на подставное лицо. Затем ее единственным участником стал сам Власов, выкупив свою долю у номинального учредителя.
После того, как областное УМВД отказало Шутову в возбуждении уголовного дела по данному факту, бизнесмен обратился с открытым письмом к Президенту РФ, Генеральному прокурору и министру внутренних дел. В этом письме были раскрыты подробности ситуации, осветившие участие в этой схеме еще двух фигур с депутатскими мандатами. Один из них – владелец ООО «Радострой» депутат областной Думы Сергей Шмелев, второй – владелец ООО «СК Ярдорстрой» и ООО «ГДУ» депутат муниципалитета Ярославля Эдуард Авдалян.
Как следует из открытого письма, фирма-однодневка в свою очередь продала купленную у Шутова технику трем этим организациям. Вслед за тем Шмелев и Авдалян купили фирму «СпецАвтоЦентр» вместе со своими 100-миллионными долгами за 10 000 рублей. В начале октября вся техника была перерегистрирована на ООО «Радострой» и фирмы Авдаляна - ООО «СК Ярдорстрой» и ООО «ГДУ». В компанию Шмелева устроился на работу и Власов.
Судя по тексту письма, идейным вдохновителем всей схемы являлся именно Сергей Шмелев. Он был весьма заинтересован в том, чтобы ООО «Радострой» получило муниципальный контракт на выполнение работ по уборке улично-дорожной сети Ярославля. Заинтересован настолько, что даже написал заявление в правоохранительные органы на мэра Ярославля Евгения Урлашова, который был против этого и мог реально помешать указанный контракт получить. Более того, по некоторым данным, в погоне за бюджетными деньгами Сергей Шмелев неоднократно предоставлял для участия в нескольких государственных и муниципальных аукционах весьма сомнительные банковские гарантии. Получить эти гарантии в установленном порядке он априори не мог, поскольку ООО «Радострой» не имело в собственности требуемого дорогостоящего имущества. Факты предоставления «серых» банковских гарантий неоднократно выявлялись, но последствий для Сергея Шмелева это не имело. А в двух случаях контракты с «Радостроем» все-таки были заключены.
Что ж в итоге? Александр Шутов, так и не получивший денег за свою технику, пытается добиться справедливости. В настоящее время по данному факту правоохранительными органами проводится проверка. И если она получит продолжение в рамках уголовного дела, может быть принято решение наложить арест на все спорные машины. Тогда зимой улицы Ярославля «Радострою» придется убирать преимущественно с помощью метел и лопат.
Впрочем, есть вероятность, что чаша сия может пройти мимо Сергея Шмелева. В своем письме Президенту Александр Шутов отмечает: в политических и бизнес-кругах Ярославля Шмелев якобы открыто заявляет о своей полной безнаказанности, потому что вместе с Авдаляном выступает заявителем по уголовным делам в отношении мэра Ярославля Евгения Урлашова. Здесь приходится признать, что оба депутата действительно необходимы следствию в качестве потерпевших. Ведь обвинение, предъявленное ярославскому градоначальнику, основывается в основном на их показаниях. И в таковом качестве они могут остаться и в дальнейшем, поскольку изменение их статус-кво может серьезно сказаться на позиции урлашовского обвинения.